Сайт - Форум логопедов, дефектологов, психологов и родителей детей, нуждающихся в логопедической и психологической помощи.

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

Активная речь (экспрессивная речь). 

Активная речь формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый должен развивать у малыша потребность говорить, ясно выражать свои желания.

Последовательно происходят развитие активной речи, переход от автономной к связной речи, у ребенка пробуждается “чувство языка”. Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка.   

Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним                                                                               1 мес.
Спонтанно произносит отдельные звуки 2 мес.
Интонационная выразительность голосовых реакций, начало гуления 3 мес.
Активное гуление 4 мес.
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков 5 мес.
Лепет в виде коротких звуков (гласные в сочетании с губными согласными) 5,5 мес.
Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т. д.) 6 мес.
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» 7,5 мес.
Подражая взрослому, учит новые слоги 9 мес.
Называет людей и предметы слогами 10 мес.
Говорит около 5 слов (мама, баба) 1 г.
Соотносит слоги с определенным предметом 1 г. 2 мес.
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) 1 г. 4 мес.
Говорит около 10 слов (в основном названия) 1 г. 6 мес.
Появление фраз из двух слов («телеграфная речь») 1 г. 8 мес.
Составляет предложения и 3-4 слов 2 г.
Задает вопросы  «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) 2 г. 6 мес.
Легко повторяет фразы 2 г. 6 мес.
Пытается использовать множественное число, прошедшее время З г.
Использует отрицательные частицы «не», «ни» З г.
Использует прилагательные и местоимения 3 г. 6 мес.
Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» 3 г. 6 мес.
Использует сложные предложения, способен вести диалог со взрослым 3 г. 6 мес.
Использует вежливые просьбы. Использует будущее время 4 г.
Использует определение пространства: «на», «под», «за» 4 г.
Читает стихи 4 г. 6 мес.
Появляется соединение простых предложений в сложные 5 лет
Может описать свои чувства 5 лет
Употребляет абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» 5-6 лет

 

Этапы развития речи в соответствии с возрастом ребенка

Активная речьРечь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, активнее происходит его психическое развитие.

2 года.  На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов.

Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы - потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

Ребенок имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после; союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных

В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву "р". К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В 6-7 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить. Словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)

Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Последнее на форуме
Сенсорно моторная алалия.
Вакансия для логопеда, дефектолога, психолога
О НАС
Для чего мы сделали это?
Нам некогда искать нужную информацио о детях на разных сайтах. Мы ценим свое и ваше время.

Мы решили собрать на Logoped-forum.ru лучших специалистов, у которых занимались наши дети, дети наших знакомых, и рекомендованных нашими посетителями. А также создать странички где можно не только прочитать полезное о детях, но и пообщаться родителям со специалистами, обсудить проблемы своих детей. Добро пожаловать на Logoped-forum.ru.

Обратите Внимание

Полезные сайты:

  • www.reacenter.ru
  • Самарский терапевтический комплекс «Реацентр»
  • www.razvitie-shop.ru
  • Интернет магазин развивающих игрушек