Сайт - Форум логопедов, дефектологов, психологов и родителей детей, нуждающихся в логопедической и психологической помощи.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как игры с мелкими предметами, Пальчиковые игры, Массаж кистей и пальцев и Лепка

Пальцы сжаты в кулачок, редкие движения пальцами                                              1 нед.
Открывает кулачок 2 мес.
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот 2,5 мес.
Иногда захватывает предмет кистью руки 3 мес.
Тянется к игрушке, хватает ее 3,5 мес.
Захватывает игрушку, подносит ко рту, бросает 4,5 мес.
Появляется опора на ноги 5 мес.
Перекладывает игрушку из руки в руку 5,5 мес.
Активно манипулирует предметами 7 мес.
Для захвата использует большой палец 8 мес.
Стучит игрушкой об игрушку 8 мес.
Пытается ставить кубик на кубик 9 мес.
Указательным и большим пальцем берет мелкие предметы 10 мес.
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки 11 мес.
Может перелистывать страницы у картонной книжки 12 мес.
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие 12 мес.
Переворачивает одновременно 2-3 страницы 1 г. 2 мес.
Рисует каракули, росчерки 1 г. 5 мес.
Разрывает бумагу 1 г. 6 мес.
Переворачивает по одной странице 1 г. 8 мес.
Формируется предпочтение руки 2 г.
По показу повторяет вертикальные и круглые линии 2 г.
«Правильно» держит карандаш 2 г. 6 мес.
Копирует круг З г.
Расстегивает пуговицы З г.
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) 4 г.
Режет ножницами бумагу 4 г.
Копирует треугольник 5 лет
Верно рисует квадрат 5 лет

 

Мелкая моторика развитие

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Мелкая моторика ребенка

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в логопедических садиках так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Наверстывают упущенное. А ведь можно начать занятия мелкой моторикой очень рано.

Начинать нужно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. 

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

Развиваем мелкую моторику. 

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.

Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки.

Пирамидка для развития мелкой моторикиИгра в пирамидки и кубики очень хорошо развивают мелкую моторику

(купить пирамидку как на картинке можно здесь)

 

 

 

 

 

 

 

Мозайка для развития мелкой моторикиМозайка один из проверенных игр дающий очень положительные результаты в развитии мелкой моторики

(купить эту мозайку можно здесь)

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее на форуме
Правильное произношение буквы Л
Сенсорно моторная алалия.
О НАС
Для чего мы сделали это?
Нам некогда искать нужную информацио о детях на разных сайтах. Мы ценим свое и ваше время.

Мы решили собрать на Logoped-forum.ru лучших специалистов, у которых занимались наши дети, дети наших знакомых, и рекомендованных нашими посетителями. А также создать странички где можно не только прочитать полезное о детях, но и пообщаться родителям со специалистами, обсудить проблемы своих детей. Добро пожаловать на Logoped-forum.ru.

Обратите Внимание

Полезные сайты:

  • www.reacenter.ru
  • Самарский терапевтический комплекс «Реацентр»
  • www.razvitie-shop.ru
  • Интернет магазин развивающих игрушек