Сайт - Форум логопедов, дефектологов, психологов и родителей детей, нуждающихся в логопедической и психологической помощи.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Понимание речи. Механизм понимания речи.

Импрессивная речь - Понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии, когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных знаков.

Реакция сосредоточения на голос взрослого: приостанавливает свои движения                                              1 мес.
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций 3 мес.
Больше реагирует на голос, реагирует на ласковые и строгие интонации 4 мес.
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность 5 мес.
Реагирует на свое имя 6 мес.
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением 7 мес.
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого 7,5 мес.
Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы 8 мес.
Понимает речевые команды без жестового подкрепления 8,5 мес.
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте 9 мес.
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого 9,5 мес.
Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках 10 мес.
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками 10,5 мес.
Понимает команду «нельзя» 11 мес.
Выполняет много команд по просьбе 1 г.
Показывает несколько частей тела 1 г. 3 мес.
Показывает все части тела 1 г. 6 мес.
Показывает все объекты в быту 1 г. 8 мес.
Показывает много картинок 2 г.
Понимает содержательную речь, несложные рассказы 2 г. 5 мес.
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке 2 г. 5 мес.
Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия 2 г. 5 мес.
Отвечает на вопросы о событиях, происходящих  в другом месте и времени 3 г. 5 мес.
Может ответить на отвлеченные вопросы ( «светит ли ночью солнце?») 4 г.
Понимает абстрактные понятия «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» 5-6 лет

Восприятие речи

Восприятие речи и понимание тесно связаны и неотделимы друг от друга.

Понимание речи не может быть без ее восприятия на слух или зрительно, но и подлинного восприятия речи не может быть без ее понимания. Если человек слышит речь или видит текст на незнакомом языке, то никакого речевого общения с говорящим или пишущим не происходит.

Речевые звуки или знаки и их соединения в этом случае не несут второсигнальной функции, не являются сигналами сигналов.

Восприятие речи

Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли.

Восприятие речи начинается с выделения речевых звуков (фонем), что существенно зависит от уровня развития фонематического слуха человека.

Если воспринимающий не различает сходные фонемы, например твердые согласные звуки от мягких согласных, то он не поймет точно, о чем идет речь (ср. слова «кон» и «конь», «мыло» и «мило»).

Различение фонем усложняется тем, что они изменяются под влиянием соседства с другими звуками (звук с в слове «сдать» звучит иначе, чем в слове «стать») и под влиянием ударения (звук о звучит по-разному в словах «вода» и «воды»).

Поэтому очень важно уметь различать фонемы как в их раздельном, так и в слитном с другими фонемами звучании. Это умение необходимо для восприятия и устной и письменной речи.

Восприятие речи предполагает также умение выделять из потока речи отдельные слова. Членению фразы на слова помогают паузы.

Однако при быстром темпе речи паузы сокращаются, и слушатель производит членение по ряду других словоразличительных признаков. При быстром темпе речи разделение фраз на отдельные слова иногда затруднено своеобразным слиянием фонем между двумя соседними словами, что ведет к образованию нового слова, и смысл фразы меняется.

В этом легко убедиться, если сравнить фразы, состоящие из одних и тех же фонем с одинаковой их последовательностью: «девицу вели» — «девиц увели»; «где же ребенок?» — «где жеребенок?»; «там арка упала»— «та марка упала»-—«Тамарка упала». В словосочетании «двумя соседними…» можно услышать новое слово «мясо». Указанное явление затрудняет восприятие устной речи.

Понимание речи — процесс не менее сложный, чем восприятие ее. Чтобы понять речь говорящего человека, надо прежде всего отчетливо слышать и понимать каждое слово. Но смысл слова часто выясняется только в составе фразы, предложения.

Взаимная связь слов в предложении фиксируется в грамматических формах — окончаниях, суффиксах, приставках и пр. (ср. «письмо напишут» — «письмо написано»). Не владея грамматическими формами, нельзя понять ни фразы в целом, ни смысловых оттенков отдельных слов, входящих в ее состав. Далее. Смысл некоторых слов меняется в зависимости от ударения (замок -замок, ворот — ворот, дома — дома).

Восприятие устной речи

понимание и восприятие речиВ устной речи ударение выделяют интонацией голоса, на письме оно обычно не обозначено, и смысл слова можно понять только в составе предложения.

Известно также, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово «корень» означает часть растения, часть зуба, знак математического действия, скрытый смысл чего-либо и пр. Какое из значений имеется в виду в каждом конкретном случае, можно узнать опять-таки лишь из целой фразы.

Понимание фразы, предложения в свою очередь зависит от понимания значения каждого составляющего ее слова. Если кто-либо не знает, что означает слово «Терпсихора», то он не поймет смысла фразы «Чудная Терпсихора вспорхнула и скрылась».

Смысл предложения несколько изменится, если изменить последовательность входящих в него слов. Так, фраза «Началась Великая социалистическая революция» имеет иной оттенок смысла, чем фраза «Великая социалистическая революция началась».

Понимание речи затрудняют сложные грамматические конструкции предложений: наличие многоступенчатых придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты, большое количество однородных членов предложения, некоторые инверсии (необычный порядок слов) и т. п.

Поскольку сложное построение предложений чаще бывает в письменной речи, ее труднее понять, чем устную того же содержания. Правда, при чтении всегда есть возможность повторного и замедленного восприятия текста, тогда как при восприятии устной речи эта возможность не всегда имеется.

Интонации речи могут быть не только логическими, но также эмоциональными и волевыми. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к людям, к предмету мысли, к ситуации разговора и к самому себе. Голосом можно выразить безразличие, восторг, удивление, уныние, упрек, сожаление, приказ, просьбу и другие чувства и эмоциональные состояния. Значение интонации голоса велико в работе актера, диктора, педагога, оратора.

Одним из средств выразительности речи, помогающим ее пониманию, является выбор слов и выражений. Удачно подобранные эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, «меткие» слова не только украшают речь, но часто и облегчают проникновение в сущность того, о чем говорят и пишут.

 

Восприятие и понимание речи тесно связано с ее содержательностью.

Содержательной будет та речь, которая несет слушателям большой объем ценных мыслей, пригодных к практической и теоретической деятельности.

Однако содержательность информации, передаваемой с помощью речи, зависит не только от подготовленности говорящего или пишущего, но и от подготовленности лиц, воспринимающих ее.

В одном случае информация воспринимается как очень содержательная, новая, в другом — та же самая информация воспринимается как малосодержательная, потому что слушатель или читатель не находят в ней для себя ничего нового.

Малосодержательной для воспринимающего будет и та информация, для восприятия и понимания которой у него нет основы в виде минимума знаний: чтобы лекция по высшей математике была воспринята и понята, слушатели должны знать элементарную математику.

Последнее на форуме
Сенсорно моторная алалия.
Вакансия для логопеда, дефектолога, психолога
О НАС
Для чего мы сделали это?
Нам некогда искать нужную информацио о детях на разных сайтах. Мы ценим свое и ваше время.

Мы решили собрать на Logoped-forum.ru лучших специалистов, у которых занимались наши дети, дети наших знакомых, и рекомендованных нашими посетителями. А также создать странички где можно не только прочитать полезное о детях, но и пообщаться родителям со специалистами, обсудить проблемы своих детей. Добро пожаловать на Logoped-forum.ru.

Обратите Внимание

Полезные сайты:

  • www.reacenter.ru
  • Самарский терапевтический комплекс «Реацентр»
  • www.razvitie-shop.ru
  • Интернет магазин развивающих игрушек