Сайт - Форум логопедов, дефектологов, психологов, неврологов. Для детей, нуждающихся в логопедической и психологической помощи.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Что такое зрительное восприятие ребенка?

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.

Зажмуривается при ярком свете, открывая глаза, поворачивается  к свету                                                            1 нед.
Кратковременное сосредоточение взгляда на игрушке 1 нед.
Прослеживание взглядом движения предмета влево и вправо 1,5 мес.
Длительное сосредоточение взгляда на предметах  2 мес.
Рассматривает собственные руки 3 мес.
Тянется к игрушке под контролем зрения 3,5 мес.
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его 4 мес.
Игрушку подносит к глазам, рассматривает ее 4,5 мес.
Рассматривает окружающие предметы, расположенные в разных местах 5 мес.
Рассматривает крупные картинки 6 мес.
Активно захватывает игрушку из любых положений 7 мес.
Дифференцированное восприятие близких и знакомых 8 мес.
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку 9 мес.
Узнает себя и близких в зеркале 10 мес.
Показывает отдельные предметы в быту 1 г.
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии 1 г. 2 мес.
Узнает несколько простых картинок (около 5) 1 г. 3 мес.
Различает форму и величину объемной игрушки, количество предметов 1 г. 8 мес.
Подбирает парные игрушки и картинки 1 г. 9 мес.
Узнает до 10-15 картинок и знакомые предметы по ТВ 2 г.
Понимает смысл простых картинок с действием 2 г. 6 мес.
Узнает контурные, черно-белые изображения  2 г. 6 мес.
Понимает протяженность и местоположение предмета 2 г. 6 мес.
Узнает перечеркнутые и наложенные изображения Зг.
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы 3 г. 6 мес.
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке 4 г.
Раскладывает последовательные картинки по порядку (по сюжету) 4 г. 6 мес.

 

Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, зрительных систем.
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и  Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. Несмотря на существование различных понятий зрительного восприятия можно выделить одно зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Зрительный анализатор.

Анатомо-физиологической основой ЗВ является зрительный анализатор.

Анатомическое строение зрительного анализатора: периферический отдел, проводниковый, центральный отдел. Функции (физиологическая основа):

1.бинокулярное зрение – способность глаза сливать изображения от каждого глаза единое целое, формируется к 2-м годам, совмещается к 8-12 г.: а)благодаря его наличию человек видит предметы объемными и рельефными; б)воспринимает предмет и его части удаленно. Проверяется разбиением изображения на части: 1 глазу 1, другому 2-ое, Rt – единое изображение. 2.стереоскопическое зрение – высшее проявление бинокулярного зрения, «глубинное зрение»; 3.периферическое зрение (поле зрения, ночное) – все пространство, одновременно воспринимаемое одним глазом (кол-во предметов, которые человек видит справа/слева от себя, в то время как взгляд направлен вперед). Может быть суженным в разнообразных вариантах по величине и направлению(зависит от степени и места поражения глазного дна/зрительных путей и центра в г.м).

Возрастные особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Младенчество: реакция на свет, формирование прослеживающих движений глаз, формирование зрительного сосредоточения, фиксация предмета, цветовосприятие, бинокулярная фиксация, зрительное восприятие формы и величины.

Ранний возраст: взаимосвязь с развитием предметной деятельности и речью, узнавание предметов по форме и величине, в процессе из хватания и манипулирования с ними, переход к зрительной ориентировке.

Дошкольный возраст: усвоение системы сенсорных эталонов, выделение свойств и отношений объектов с помощью перцептивных действий, обобщение на основе выделенного свойства, определение места предмета или признака в ряду других, пространственная ориентировка на основе пространственных свойств и отношений предметов, развитие целостного восприятия.

Последнее на форуме
где лечить/корректировать аутизм? поделитесь информацией!
лечение ЗРР в Дети Индиго Челябинск
О НАС
Для чего мы сделали это?
Нам некогда искать нужную информацио о детях на разных сайтах. Мы ценим свое и ваше время.

Мы решили собрать на Logoped-forum.ru лучших специалистов, у которых занимались наши дети, дети наших знакомых, и рекомендованных нашими посетителями. А также создать странички где можно не только прочитать полезное о детях, но и пообщаться родителям со специалистами, обсудить проблемы своих детей. Добро пожаловать на Logoped-forum.ru.

Обратите Внимание

Полезные сайты:

  • www.reacenter.ru
  • Самарский терапевтический комплекс «Реацентр»
  • www.razvitie-shop.ru
  • Интернет магазин развивающих игрушек