Сайт - Форум логопедов, дефектологов, психологов, неврологов. Для детей, нуждающихся в логопедической и психологической помощи.

(ОНР) Общее недоразвитие речи - причины, симптомы, диагностика и лечение.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР.

Существует несколько различных видов ОНР.

Общая информация ОНР.

Согласно клинической составляющей, ОНР бывает:

Неосложненное – развивается у детей, которым поставлен диагноз с минимальной дисфункцией мозга, моторных дифференцировки, недостаточной регуляцией тонуса мышц, незрелостью в эмоционально-волевой сфере.

Осложненное – формируется у детей с психопатическими и неврологическими синдромами.

Недоразвитие грубой формы – развивается у детей, для которых характерно органическое поражение в области речевых отделов в головном мозге.

Общее недоразвитость в речевом аппарате может иметь различную степень проявления: от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

ОНР у детей имеет разную степень выраженности: от полной неспособности группировать слова в целые фразы до отдельных изъянов фонетико-фонематического и лексико-грамматического плана. 

 

Уровни ОНР

Принято различать несколько уровней общего недоразвития речи у детей.

Для первого уровня ОНР характерно полное отсутствие речи. Дети только пытаются воспроизводить какие-то звуки, при этом один и тот же звук может обозначать несколько предметов. Классическим примером общего недоразвития речи является героиня романа «12 стульев» Эллочка Людоедова, которая имела минимальный словарный запас, и одни и те же звуки в разных ситуациях обозначали различные предметы. Для первого уровня общего нарушения речи характерна активная мимика и жестикуляция. Это является отличительной чертой, позволяющей дифференцировать общее недоразвитие речи от умственной отсталости. Дети на данном уровне развития речи способны употреблять в своей речи односложные предложения. Интересно, что подобный период односложных предложений наблюдается и при обычном развитии речи, но продолжительность его не превышает полугода. Постепенно ребенок начинает употреблять в разговорной речи предложения, содержащие 4-5 слов, но при этом отсутствует синтаксическая сторона в этих словах, то есть ребенок не может правильно подобрать падеж, число, род. Если говорить о самих словах в предложении, то дети используют 2-х-3-х сложные слова. При этом если слово более длинное, то они его самостоятельно сокращают (пирамида – «амида», кроватка – «аватка»).

При переходе к следующему, второму уровню ОНР дети начинают использовать в своей речи хоть и искаженные, но часто встречающиеся слова. При этом начинает появляться незначительное представление о том, что в некоторых случаях слова в предложении необходимо изменять в соответствии с родом, полом, числом. Однако эти формы слов употребляются только в том случае, если окончание в словах ударное (стол – столЫ, рука – рукИ, и др.). Данный процесс формирования различных форм слова носят только начальный характер и могут ограничиваться только одной стороной словообразования (только число или только падеж). Если ребенка попросить построить рассказ по картинке, то он будет использовать только короткие предложения, но отличительной особенностью от предыдущего уровня является то, что они более грамматически правильные. Дети очень часто используют обобщающие слова для обозначения нескольких схожих по своей природе предметов (скорпион, муравей, стрекоза, муха – «жук»). Отставание словарного запаса выявляется при просьбе ребенка назвать составляющие части предмета (дерево – листья, ветки, ствол, корни). При глубоком исследовании у детей выявляется неспособность правильно подобрать формы числа («два пиамидка» - две пирамидки), очень часто в предложении предлог опускается, при этом существительное используется в именительной форме единственного числа («карандас летит аепка» - карандаш лежит в коробке).

Для третьего уровня ОНР характерно использование развернутой речи. Дети начинают использовать сложные предложения. Однако очень плохо идут на контакт с другими детьми или взрослыми, так как для правильного общения необходима мама, которая бы разъясняла собеседнику непонятные в произношении ребенка слова. При отсутствии такой поддержки со стороны родителей дети чаще всего замыкаются в себе. Для этого уровня очень характерна замена некоторых трудно произносимых для ребенка букв другими, так он заменяет мягким с такие буквы как с, ш, ц («сюба» - шуба, «сябля» - сабля). Дети могут свободно излагать свои мысли, строить предложения, рассказывать о себе, близких, событиях, которые с ними произошли. Дети способны хорошо маскировать недоразвитие речи на этом уровне путем исключения из разговора слов, которые трудны для их произношении, но если ребенка поставить в ситуацию, когда такой обманный маневр невозможен, выступают пробелы в речевом развитии ребенка. Дети производят замену части предмета, называя его целиком, вместо профессии называю действие, которое должен выполнять этот человек («дерево» - ветка, «дядя лечит» - врач). При третьем уровне общего недоразвития речи дети хорошо описывают то, что нарисовано на картинке, строят сложный повествовательный рассказ.

Причины ОНР

Основные факторы, которые приводят к формированию недоразвитости:

различные инфекции;
токсикоз матери на протяжении беременности;
различные заболевания ЦНС;
несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору крови;
родовые травмы;
травмы головного мозга в течение первого года жизни;
асфиксия при рождении;
психическая депривация;
неблагоприятная социальная среда.
Довольно часто данный вид нарушений речевого аппарата возникает в результате влияния сразу нескольких факторов.

Симптомы и диагностика ОНР.

Для этого патологического состояния характерны следующие симптомы:

нарушения всех компонентов разговора: звуков, правильности произношения, грамматического построения;
интеллект слух остается в норме;
сенсорные и моторные алалии, дизартрии;
экспрессивное произношение;
дети говорят малопонятно;
наблюдаются нарушения в памяти, внимании, а также в познавательной деятельности и мыслительных операциях;
недостаточное развитие в координации движений.

Диагностика

При первых признаках расстройства ребенка нужно записать на прием к врачу-логопеду или педиатру. При ранней диагностике лечение проводится с минимальными затратами, а прогноз благоприятный. На первичной консультации врач ознакомиться с медицинской историей и составит анамнез. Также специалист оценит степень сформированности всех компонентов речи:

  • способность составлять рассказ;
  • пересказ;
  • правильность словоизменений и словообразования;
  • словарный запас.

Возможна консультация у отоларинголога с целью исследования слуховой способности при помощи следующих методов:

  • тональная и игровая аудиометрия;
  • речевая аудиометрия;
  • отоакустическая эмиссия.

Лечение и профилактика ОНР.

Для лечения детей с общим недоразвитием речи используют методики, направленные на развитие понимания речи, развитие подражательной деятельности в виде повторения ранее услышанных звуков, тренировку внимания и памяти.

Все занятия проводятся в виде игры, во время которой детей учат воспринимать и запоминать названия предметов. «А кто пришел к нам в гости? Это собака Шарик. А поднимите руку, у кого дома живет собака! А как делает собака? Гав-гав». Детям дают задания и желательно, чтобы эти задания состояли из 2-3 пунктов. «Собери карандаши в коробку! Поставь коробку на стол!» Очень часто в подобных играх используются кукольные персонажи, что больше привлекает внимание ребенка. Постепенно детей начинают обучать различать различные форма слов: «Принеси мне ключ, а себе возьми ключи!», «Покажи на картинке, где плывет, а где плывут!». Если занятия проводятся в группе, то необходимо обучать детей различать обращения к одному ребенку и к нескольким (сядь – сядьте, прыгай - прыгайте). Чаще всего на первых этапах обучения диалог носит односторонних характер, когда логопед задает вопрос и сам же на него отвечает.

Для устранения дефектов назначают:

  • занятия с логопедом;
  • логопедический массаж;
  • микротоковая рефлексотерапия;
  • терапия ноотропами.

Профилактика

Профилактическое меры предусматривают следующее:

  • стимулирование речи;
  • своевременное лечение родовых травм у детей;
  • периодические визиты к логопеду.

 

Пообщаться по диагнозу ОНР НА ФОРУМЕ

Последнее на форуме
Правильное произношение буквы Л
Сенсорно моторная алалия.
О НАС
Для чего мы сделали это?
Нам некогда искать нужную информацио о детях на разных сайтах. Мы ценим свое и ваше время.

Мы решили собрать на Logoped-forum.ru лучших специалистов, у которых занимались наши дети, дети наших знакомых, и рекомендованных нашими посетителями. А также создать странички где можно не только прочитать полезное о детях, но и пообщаться родителям со специалистами, обсудить проблемы своих детей. Добро пожаловать на Logoped-forum.ru.

Обратите Внимание

Полезные сайты:

  • www.reacenter.ru
  • Самарский терапевтический комплекс «Реацентр»
  • www.razvitie-shop.ru
  • Интернет магазин развивающих игрушек