Анализ сочинений по третьему критерию. «Композиция и логика рассуждения
Копилка полезных уроков

Анализ сочинений по третьему критерию. «Композиция и логика рассуждения

Рассуждение Рассуждение – это речевая форма (функциональносмысловой тип речи), элементы которой организованы на основе разного рода логических отношений: обусловленности, противопоставления, сопоставления и т. п. В структуре рассуждения выделяют три части: тезис, доказательство и вывод. В классической русской риторике (М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию…» ; Н. Ф. Кошанский «Общая риторика») речь-рассуждение называлась хрия. Этот вид речи имел четкую структуру.

Приступ В приступе «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии» . (М. В. Ломоносов) Пример: Изречение это («Корень учения горек, но плод сладок»), вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Парафразис Парафразис, или экспозиция, - «изъяснение темы через распространение» (М. В. Ломоносова) Пример: Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Причина В этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» . (М. В. Ломоносов) Причин может указываться несколько. Пример: Причины 1. Корень, то есть начало учения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что: 1) способности начинающего еще не развернулись; воля еще бессильна, чтобы останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; 2) учащийся имеет дело с элементами науки, которые состоят из мелочей, часто не имеющих приложения к его текущей жизни; 3) учащийся не понимает пользы элементарных сведений.

Причина Переход Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедиться, что Причины 2. последствия учения приятны, ибо 1) знания сами по себе доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Противное «…Что предложенному в теме противно» М. В. Ломоносов (Если это не так, то…; Если нет, то…) Пример: Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Подобие Подобие – сходство, которым «изъясняется и подтверждается тема» . Пример: Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Пример Пример – конкретный факт из истории или литературы, подтверждающий тезис. Пример: Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!

Свидетельство «…Мнение или учение древних Авторов» . (М. В. Ломоносов) Пример: То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале крута, но, когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» . (А. С. Пушкин)

Заключение «…Краткое увещевательное заключение всего слова» . (Ломоносов М. В.) Пример: Отсюда вывод один. Мы обладаем великими средствами к духовному развитию; одним из этих средств является наука. «С умом ведь все люди - Гераклиты» , - сказал Карамзин. Обязанность каждого – использовать данные ему силы и способности на пользу просвещения и последовать призыву философа и ученого Ломоносова, который 150 лет тому назад сказал вдохновенными стихами современному ему юношеству: «Дерзайте…раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!»

Структура рассуждения В рассуждении обязательно предъявляется основная мысль, требующая доказательства (тезис). В тексте итогового сочинения тезисом будет ответ на вопрос, заданный в теме сочинения. Ответ на вопрос необходимо четко сформулировать. Он может прозвучать в начале сочинения. Ответ может прозвучать и в выводе, но пишущий должен этот ответ четко знать с самого начала и постепенно готовить читателя своего сочинения к его пониманию.

Формулирование тезиса Чтобы успешно ответить на вопрос, необходимо научиться понимать его смысл, понимать, о чем нас спрашивают и что именно нам об этом предмете говорят, что утверждают, что нам предстоит доказывать или опровергать (работаем с составом сказуемого). Именно к тому, что заявлено в составе сказуемого, и нужно подбирать доказательства. В рассуждении все слова тезиса должны быть понятны. Разное понимание значения одного слова может привести к бессмысленному спору, поэтому полезно провести понятийную обработку ключевых слов (она может стать вступлением к сочинению). Понятийная обработка ключевых слов помогает выделить те составляющие мысли (части, виды, свойства, причины), с которыми предстоит дальше работать.

Вспомогательные тезисы Многие проблемные вопросы звучат так, что трудно сформулировать ответ одним тезисом. Тогда мы говорим о вспомогательных тезисах, которые предстоит доказывать. Можно определить вспомогательные тезисы (называть возможные причины, виды чего-либо и т. д.) и их обосновывать. Число вспомогательных тезисов (доводов) может быть разным. Все зависит от глубины понимания проблемы отвечающим. Лучше использовать два-три. В таких случаях полезно использовать для работы вариант ответа, который строится по схеме «с одной стороны – с другой стороны» .

Доводы-доказательства От тезиса полезно задать вопросы: «Почему этот тезис справедлив? » , «Почему это так? » , «Почему это происходит? » , «По какой причине? » , «Зачем? » Ответы на эти вопросы могут стать доводами в сочинении. В доводах обосновываются причины справедливости тезиса. Доводы – это собственные рассуждения пишущего о верности тезиса.

Пример-иллюстрация Каждый довод подтверждается примерами из художественного произведения. Примеры обязательно обосновываются, то есть используемые произведения, их фрагменты анализируются. Работа с аргументами из литературного произведения должна опираться на понимание авторской позиции, основной идеи произведения. Недопустимо формальное использование произведений литературы.

Тезис (вспомогательный тезис) Почему это правильно (во-первых)? Примериллюстрация 1 Почему это правильно (вовторых)? Примериллюстрация 2 Почему это правильно (втретьих)? Примериллюстрация 3

«Что важнее: любить или быть любимым? » Ответьте на вопрос. Ваш ответ будет тезисом сочинения. Дайте понятийную обработку ключевых слов. Ответьте на вопросы: «Почему важнее быть любимым? » и «Почему важнее любить? » Продумайте возможность использования в вашем сочинении приема «с одной стороны – с другой стороны» . Решите, какая точка зрения вам ближе. Сочинение удобнее начинать с рассуждения о той позиции, с которой вы согласны в меньшей степени. О ней следует писать кратко. Затем необходимо доказывать точку зрения, с которой вы согласны, этой позиции необходимо уделить большее внимание, доказать, что она очень значима. Об этом же нужно упомянуть в выводе.

«Что важнее: любить или быть любимым? » Продумайте ваши доводы (ваши рассуждения) в защиту каждой позиции: «важнее быть любимым» , «важнее любить» . Постарайтесь подобрать к каждой позиции хотя бы по два довода (можно по одному). Сформулируйте свои мысли как связные высказывания. Подберите примеры из художественных произведений, подтверждающие ваши доводы. Обоснуйте каждый пример. Объясните, как пример, используемый вами, доказывает ваш довод. Продумайте вывод.

Любить важнее, чем быть любимым Любовь развивает душевные качества человека, делает его более зрелым Любовь заставляет поновому смотреть на мир, побуждает человека к творчеству Пример-иллюстрация 1 Пример-иллюстрация 2 Пример-иллюстрация 3

Алгоритм деятельности при написании итогового сочинения. Чтение вопроса и определение того, о чем предстоит рассуждать в ответе (предмет речи) и что именно необходимо доказывать (работа с ключевыми словами состава сказуемого). Формулировка ответа на вопрос (тезиса сочинения). Осмысление ключевых понятий тезиса (понятийная обработка). Определение доводов, подтверждающих справедливость высказывания (работа с вопросами «Почему этот тезис справедлив? » , «Почему это так? » , «Почему это происходит? » , «По какой причине? ») Обоснование доводов. Подбор доказательств (примеров из художественных произведений, подтверждающих высказанные положения). Обоснование примеров. Продумывание вывода, объединяющего все сказанное.

Вопросы и задания Прочитайте вопрос, дайте понятийную обработку ключевых слов. Сформулируйте вопрос понятными вам словами. Ответьте на вопрос. Определите, что вы будете доказывать. Обоснуйте своими словами, почему ваше высказывание правильно, справедливо. Подберите примеры из художественных произведений, подтверждающие ваши доводы. Обоснуйте каждый пример. Объясните, как пример, используемый вами, доказывает ваш довод. Продумайте вывод.

Выделение ключевых слов, их понятийная обработка Какие семейные ценности необходимы людям? Семья – это родные другу люди, это общность интересов, это чувство понимания, это дом, дети, любовь. Семейные ценности – это то, что передается из поколения в поколение, это устоявшиеся традиции, правила поведения, отношение к жизни. Семейные ценности объединяют людей, делают их близкими по духу.

Доводы-аргументы Необходимо перечислить виды семейных ценностей и охарактеризовать их. Любовь Забота о близких Семейные традиции

Доводы-аргументы Основная семейная ценность – это любовь. Семья не может быть счастливой без любви, потому что любовь – главное, что скрепляет отношения. Любовь родителей друг к другу, любовь родителей к детям и детей к родителям – основа жизни любой семьи. Очень важно, чтобы в семье люди заботились друг о друге и поддерживали друга. Взаимная поддержка помогает преодолеть любые жизненные испытания. Когда человеку трудно, для него значимо, чтобы рядом были те, кто верит в него. Но у каждого человека есть потребность самому заботиться о других, и семья дает ему такую возможность.

Доводы-аргументы Дом с его традициями, когда он полон родных и любимых людей, дает возможность человеку чувствовать, что он не одинок, что он счастлив своей любовью и своей уверенностью, что нужен другим. Такая уверенность дает силы жить и радоваться жизни.

Модель «противопоставление» На следующем этапе работы разумно использовать смысловую модель «противопоставление» и сравнивать разные семейные ценности. Однако семьи бывают разные и семейные ценности тоже. Хорошо, если основой жизни семьи оказываются общечеловеческие нравственные ценности. Но есть семьи, в которых нет любви, доверия, уважения, в которых мелкие материальные интересы оказываются важнее всего. Самое печальное, что такие семейные ценности влияют на формирование жизненных убеждений детей.

Модель «следствие» Смысловую модель «следствие» используем в конце рассуждения, делая вывод. Мы убедились, что семейные ценности влияют на формирование характера человека, определяют его жизненный путь. Еще А. С. Пушкин говорил, что именно «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам» определяют «самостоянье человека» , являются залогом его величия. Именно поэтому так важно, чтобы семейными ценностями стали ценности, основанные на нравственных законах.

Возможные варианты вступления: Понятийная обработка ключевых слов, определение их значения (смысловая модель «имя»). Ответ на вопрос и его обоснование. Анализ (краткое перечисление) разных точек зрения на проблему. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения об ее актуальности. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного» . Ассоциативное вступлений (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема).

Возможные варианты заключения: Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. 1. Общий вывод. 2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. 3. Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества. 4. Расширение проблемы. Новый вопрос. 5. Открытый финал. Можно сочетать различные варианты заключений.

Малая родина Семья (детство, семейные традиции, семейные ценности, отношения с родителями) Земля – наш общий дом ДОМ

Дорога в русской языковой картине мира. Странничество. Воля. Жизненный путь человека (ориентиры, выбор, испытания, верность выбранному пути, потери и приобретения) путь

Критерий №3 «Композиция»
«Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения
Выпускник аргументирует высказанные мысли,

  • стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного
  • или отсутствует тезисно-доказательная часть
(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Фрагмент № 8

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №8 ).

Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его
  • целостность, стройность композиции:вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой.
  • Следует отметитьбезукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений.
  • Мысль ученика последовательно развиваетсяот текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов.
  • Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этомне отклониться от темы.
Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию «Композиция и логика рассуждения».
Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Фрагмент №8

« На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?».
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы.Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища. Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца… Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.
Фрагмент №9

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №9 ).

  • Сочинение в целом выстроено логичнои заслуживает оценки «зачет» по критерию №3.
В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы.
  • Вместе с тем примеры, приведенные учеником,не могут считаться полноценными аргументами для его суждений, поскольку основаны на превратном толкованиисмысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова.
Ученик не чувствует авторской позиции, не задумывается о ней,подменяя ее собственным примитивным пониманием. Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.
Фрагмент №9
« Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути? Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по-другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.
Фрагмент №10

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Приложение 6. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Изложение (подробное) оценивается по пяти критериям.

2. «Логичность изложения»,

3. «Использование элементов стиля исходного текста»,

4. «Качество письменной речи»,

5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными:для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При оценивании изложения учитывается его объем. Выпускникам рекомендуется писать изложение в объеме 250-300 слов. Максимальное количество слов в работе не устанавливается: выпускник должен исходить из содержания исходного текста и времени, отводимом на всю работу. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями.

Критерий № 1 «Содержание изложения»

Проверяется умение выпускника передать содержание исходного текста.

«Незачет» ставится, если выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №2 «Логичность изложения»

Проверяется умение выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

«Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»

«Незачет» ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Проверяется умение выпускника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

«Незачет» ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Проверяется грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов).

При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинений.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания.

Допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается только пересказом художественного произведения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

К3. Композиция и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается.

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

К4. Качество письменной речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

Допущены 3-4 речевые ошибки.

Допущено 5 и более речевых ошибок.

К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

Допущено 4-5 орфографических ошибок.

Допущено более 5 орфографических ошибок.

К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

Допущено 4-5 пунктуационных ошибок.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

Отметка по десятибалльной системе

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому из которых выставляется оценка «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить «зачёт» по сочинению, надо получить «зачёт» по первому и еще хотя бы двум критериям. При трёх и более незачётах или незачёте по первому критерию («соответствие теме») сочинение в целом оценивается «незачётом» и подлежит пересдаче (в феврале и в мае будут назначены пересдачи).
1 Соответствие теме
Этот критерий самый важный: если по нему ставится «незачет», сочинение сразу оценивается так же.
Под соответствием теме понимается следующее: выпускник должен понять формулировку темы и написать свои рассуждения именно по той проблеме, которая в формулировке предложена.
Наиболее частые ошибки связаны с невнимательностью (не говоря о слабом владении русским языком, вследствие чего учащийся мог просто не понять написанное) или с торопливостью.
В первом случае выпускник не обращает внимания на формулировку темы, ограничившись осознанием лишь отдельных слов. Например, тема «Устарело ли понятие чести?» воспринимается учеником как «что-то о чести» или «что-то о старых словах» и раскрывается соответственно, то есть не в соответствии с темой.
Во втором случае выпускник хватается за тему, которая кажется ему похожей на ту, которую он разбирал на подготовке, начинает с энтузиазмом писать, а свою ошибку замечает лишь тогда, когда исправлять что-то уже поздно, приходится сдавать что есть: авось прокатит.
На выбор темы стоит потратить достаточно времени, чтобы внимательно обдумать их все и сделать выбор, опираясь на свои интересы и свои же знания подходящих аргументов из литературы. Выбрав тему, необходимо обдумать все слова, входящие в ее формулировку: лишних слов в формулировке темы не бывает! Уверены, что все поняли правильно, - составьте план, чтобы удостовериться, что у вас хватит материала на 350 слов - именно столько желательно написать.
2 Аргументация
К этому критерию выпускники обычно оказываются готовы. Они понимают, что аргументы необходимы, и используют заготовки в своей работе.
Однако оценивается не просто наличие упоминания какого-то произведения - ссылка на литературный материал должна быть аргументом, то есть доказывать что-то! Например, по вышеназванной теме («Устарело ли понятие чести?») можно использовать в качестве аргумента повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (мать защитила честь своей дочери, поруганную обнаглевшим рыночным торговцем - значит, и в наши дни понятие чести актуально), а «Капитанская дочка» не подходит, ведь действие в романе происходит в 18 веке, а не в наши дни!
3 Композиция и логика рассуждения
Композиция - это построение сочинения (тезис, аргументы, вывод или итог), а логика - последовательный ход мысли. Чтобы по этому критерию получить зачет, надо всего лишь набросать план. Не надо придумывать красивых названий для пунктов - просто пометить для себя, о чем будет говориться в каждом из абзацев. И посматривать на план в процессе работы, чтобы подвести рассуждения к переходу на следующую микротему.
Если с плавными переходами проблема, подготовьте несколько фраз-связок. Например, «однако в этом вопросе можно усмотреть и другой аспект» или что-то в этом духе.
Здесь же учитываются логические ошибки. Например, выпускник уверяет, что понятие чести в наши дни тоже актуально, потому что многие люди помогают бездомным животным - при чем тут честь? Ясно, что это рассуждение содержит ошибку.
4 Качество письменной речи
Здесь оценивается речь выпускника (точная, образная - или, напротив, бедная, неразвитая. Учитываются также речевые ошибки.
В первом случае ничего не поделаешь: если книжек не читал, выразительную речь взять неоткуда. А что касается речевых ошибок, то их можно избежать, если не использовать слов, в смысле и особенностях употребления которых не уверен.
Речевые ошибки - это употребление слов в неправильном значении или не с теми предлогами, например: «тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению». Слова красивые, но фраза в целом бессмысленная.
Сюда же относятся неоправданные повторы и необоснованное употребление экспрессивной лексики: «Люблю стишата Пушкина», «зачинщик всех добрых дел», «плеяда злобных помещиков» и тому подобное.
Однако «незачёт» по данному критерию получить довольно трудно: надо написать так косноязычно, чтобы было даже непонятно, о чем идет речь!
5 Грамотность
Критерий, оценивающий орфографические (в буквах: ривалюцыя, Отечистеная Война и проч.), пунктуационные (в знаках препинания) и грамматические (в сочетании слов: «в знаменитейшими произведениях», «благодаря усилий» и т.п.) ошибки.
Для получения «незачета» по этому критерию надо сделать более 5 любых ошибок на 100 слов. Многим с успехом удается намного превзойти это количество. Можно что-то подправить, если будет время, воспользовавшись орфографическим словарем (это разрешено на сочинении), можно использовать несложные синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, и не выбирать слова, с которыми вам трудно справиться в грамматическом отношении.
Некоторым помогает увидеть свои ошибки немного странный приём: советуют прочесть сочинение по словам с конца к началу.
И главное: как бы ни было лень, сочинение надо обязательно прочитать по слогам перед сдачей. Хотя бы глупые ошибки («жызн») и описки исправите!

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Цитата: Фрагмент №8:

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.

Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца…

Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.


Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. Следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений. Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы. Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию
«Композиция и логика рассуждения». Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Цитата: Фрагмент №9:

Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?

Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по- другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.


Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3. В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы. Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений, поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова. Ученик не чувствует авторской позиции, не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.

Цитата: Фрагмент №10:

Почему люди пишут стихи?

В мире написано множество стихов, и все они посвящены кому-то или чему-то. Кто-то пишет стихи о любви, кто-то в своем произведении восторгается Родиной, а кто-то – красотой природы. Но мало кто задавался вопросом: «Почему люди пишут стихи?» Некоторые думают, что стихи пишутся ради славы. Нет. Я считаю, что люди пишут стихи ради достижения определенной цели, но и они у всех разные. Кто- то хочет сделать приятное любимому человеку, кто-то хочет изменить мир к лучшему и сделать его чище и добрее, а кто-то хочет призвать народ встать на защиту Отечества.

В своих лирических произведениях А.С. Пушкин затрагивал множество тем. Одной из самых излюбленных тем, поднимаемых писателем, является любовная. Автор в своих произведениях писал о несчастной любви. Как например в
стихотворении: «***»

Я вас любил, любовь еще быть может,
Во мне угасла не совсем.

Также очень много стихов Пушкин посвятил свободе. Это такие произведения как, например, «К морю» и «Орел». В этих лирических произведениях писатель использовал много символических предметов. Это такие предметы как: бушующее море, поднебесные горы, ветер, орел и многое другое.

Мы вольные птицы, пора, брат, пора.
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер да я.

Однако, А.С. Пушкин свои стихи писал не только для народа, но и для властей и для самого императора Александра I. В своем знаменитом стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин показал черты ярого, необузданного и жестокого барства на фоне прекрасной, живописной деревенской природы.

Невозможно забыть лирику писателя, которую он посвятил дружбе с Пущиным и Чаадаевым.

Любезный именинник,
О Пущин дорогой.
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой.
Любви надежды тихой славы
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.

Ученику не удалось удержаться в рамках ответа на вопрос темы. Первый абзац представляет собой размышление общего характера и в целом соответствует теме. Однако как только наступает очередь конкретных примеров, ученик не справляется с литературным материалом и подменяет ответ на вопрос обычным обзором тем лирики А.С.Пушкина, причем достаточно примитивным и эклектичным. Первый абзац логически не сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в сочинении нет. В то же время все высказанные выше замечания в большей степени относятся к критериям №1, 2. По критерию №3 работа оценена «зачетом», поскольку общая канва сочинения, хотя и без заключения, учеником выстроена.

Сочинение несвободно также от ряда других ошибок, в том числе фактических.

Похожие публикации

ДАЛЬШЕ