Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова
Копилка полезных уроков

Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова

Фев 12 2014

Работу выполнила Рахманова Зарина (гимназия №3 г. Павлодар). Оценка «5». В романе «Отцы и дети» И. С.Тургенев показал трагический характер нараставших конфликтов, хозяйственные Неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного быта. На этом фоне развертывается спор о путях спасения России, который ведут герои двух основных частей русской интеллигенции. Евгений Базаров предстает как нового поколения, пришедшего на смену «отцам», неспособным решить Основные проблемы эпохи.

Он – «сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не Жалел для его воспитания…» формировалась в условиях общественного подъёма. Базаров учился в Медико-хирургической академии, был осведомлен в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии. «Главный Предмет его – естественные науки».

Базаров считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого Поэта». Герой твердо уверен в своих убеждениях и не желает следовать старым традициям. «Он нигилист», то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, Каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров отрицает красоту, эстетическое наслаждение, любовь.

Его взгляды наиболее ярко раскрываются в нескончаемых спорах с Павлом Петровичем Кирсановым. Тургеневский Нигилист обо всех явлениях жизни судит, прежде всего, с точки зрения пользы. Такая позиция приводит персонажа К абсурдным утверждениям: «Рафаэль гроша медного не стоит». Подобные «афоризмы» в сочетании с могучей силой Личности Базарова позволяют сделать вывод, что ограниченность его мировоззрения сковывает громадные Потенциальные возможности этой неординарной натуры, лишая способности совершить какое-либо значительное, Необходимое дело для страны и народа.

Евгений «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях Низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Со многими мыслями главного героя нельзя Согласиться. Однако Базаров может пожертвовать всем, даже любовью, ради своих убеждений.

Евгений был очень Любознателен и трудолюбив. «Базаров вставал … и отправлялся…

не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог, а собирать травы. Герой считал, что «только своим трудом нужно добиваться цели». Он имел зрелый ум и мог Очень глубоко рассуждать.

«Самоуверен, говорит отрывисто и немного…» Базаров поражает своим хладнокровием в Спорах с Павлом Петровичем. Именно в столкновениях с различными персонажами, противопоставленных ему, Раскрываются замечательные черты главного героя: во взаимоотношениях с другом Аркадием – способность Привлекать молодежь, быть учителем, воспитателем; в полемике с Павлом Петровичем – непримиримая ненависть к Барству и рабству; в отношениях с Одинцовой – умение глубоко по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли Чувство собственного достоинства.

Все действующие лица произведения относятся к Базарову по-разному. «Он Бескорыстный, честный человек», заметил Аркадий. Николай Кирсанов говорил, что «Базаров умен и знающ». Старик Прокофьич Евгения не любил, «называл его «живодером» и прощелыгой…». Павел Петрович считал главного Героя «гордецом, нахалом, циником, плебеем».

Писарев, представляющий в нашей литературе революционно-демократическую критику 60-х годов XX века, справедливо сказал, что роман «Отцы и дети» «шевелит ум», вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили «отцы» (с их культом Бога, традиции, святости семьи и брака, любви, высокого искусства), и материалистическая теория переделки сознания человека и мира, в котором он живет.

Конфликт между «отцами» и «детьми» а романе явно не возрастной. Долгое время конфликт между аристократом Кирсановым и студентом из Петербурга, дерзнувшим выразить свое непочтение к щегольской одежде, прекрасным манерам, затворнической жизни в имении, воспринимался читателем как социально-политический, ибо столкнулись аристократ-«бездельник», равнодушный к судьбам России и народу, и революционер, прошедший школу труда и лишений и объявивший себя разрушителем многовекового уклада с его социальной несправедливостью - патриотизмом одних и убогостью и нищетой существования других. Но действительно ли конфликт, развернутый на страницах романа, имеет столь ограниченный смысл?

А разобраться в конфликте нам необходимо, иначе мы не сможем понять, какое явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова, в чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?

Сюжет романа строится как противопоставление двух форм бытия: родителей, укорененных всвоем Марьине, с их заботами о хозяйстве, воспитании детей, воспоминаниями о молодости, любви, счастье и «детей», которые пока не имеют собственного дома, семьи, ищут себя, формируют свое мировоззрение, спорят, ссорятся, читают книги...

Но почему озлоблен Евгений? Почему смотрит на людей «сверху вниз», полупрезрителен к тем, кто его ненавидит, и «ни в чем не стесняет свою особу»? Почему он так агрессивен? Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе». Культ силы. А какое самомнение «Волосатый» - так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и балахон с кистями, и красные неухоженные руки, контрастирующие со щегольством аристократа. Наши симпатии на стороне Базаровачеловека труда, не имеющего времени заняться своей внешностью. Если это так ну а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь? Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважения... Я думаю, именно это восстановило Павла Петровича против Базарова в первую очередь.

По-человечески Базаров не прав: в доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал Подумаешь, мелочь какая Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны: «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!»

Спор героев в X главе требует к себе пристального внимания, потому что Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Общественный строй ужасен (с этим нельзя не согласиться), Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено.

Базаров признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Базаров в этом разговоре, увы, не победитель, поскольку утверждает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Все плохо: плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе: плохо, когда мужчина видит в женщине не «богато тело», а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения «печенки», «селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовную ценность, уникальность, неповторимость, ибо каждый человек - это космос, тайна; плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка»...

Трагедия Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), - тяготился родителями, снисходителен в дружбе, циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми. Трагедия его и в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Базаровская трагедия- это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести» {Раскольников, Верховенский у Достоевского). Я не ставлю знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского. За тургеневским героем угадывается и блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60--8О-Х годов, которые действительно служили науке, России и не покушались на нравственные ценности и не противопоставляли две формы познания: духовную и научную. А Базаров объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать..» На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть ты бог, а олух не я ли?»

Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России на все последующие времена. А это и есть настоящая трагедия.

Ключевой фигурой в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" является Евгений Базаров. Этот герой вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, он кажется бесчувственным, а с другой - человеком, который просто боится демонстрировать свои переживания. Поэтому сочинение на тему Бунтующее сердце" является одной из сложных и интересных тем.

Нигилистическая натура Базарова

Одной из основ сочинения на тему "Бунтующее сердце. Образ Базарова" являются особые нигилистические убеждения главного героя. То есть это означает отрицание любых принципов и авторитетов, а также презрение к любым проявлениям чувств.

В этих убеждениях и проявляется мятежность его натуры, потому что, отрицая любые авторитеты, он становится особняком от остального общества. И такая сильная натура сразу привлекает внимание целеустремленностью и силой воли и смелостью взглядов. Именно это и привлекло Кирсанова в первую очередь, т. к. он сам был мягкой натурой.

Конечно, легко в сочинении "Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова" писать только о том, какой главный герой сильный характером человек, у которого есть на все собственное мнение. Но на самом деле это достаточно уязвимая позиция, потому что такое мировоззрение лишает возможности проявления чувств. Поэтому многим героям романа Базаров кажется черствым и жестким человеком, хотя, окажется, что и он может чувствовать, как и другие люди.

Личностный конфликт Базарова

Главный герой романа не был бы так интересен, если бы он не продолжал развиваться и не подвергать сомнению свои убеждения. Ведь именно это произошло после его встречи с Одинцовой. В сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" следует дать краткую характеристику их взаимоотношениям и тому, как они повлияли на характер Евгения.

Ведь именно встреча с послужила толчком к развитию личностного конфликта героя. Потому что он всегда с презрением относился к любым сантиментам, и тут он почувствовал что-то похожее на влюбленность. Базаров не мог отступиться от своих принципов, но одновременно он не мог не понимать, что он что-то чувствует к этой женщине.

И это понимание его злит, Базаров боится привязаться к кому-либо, что кто-то будет руководить его жизнью. Свою злость и раздражение от того, что его нигилистические взгляды дали трещину, срывает на Одинцовой. Позднее он злится и портит отношения с окружающими и не может себе признаться, что чувствует потребность в том, чтобы его ценили и понимали. Лишь только в конце жизни в душе Базарова воцаряется мир, и он принимает свои чувства.

Так ли нигилистические взгляды правильны

В сочинении об "Образе Базарова. Бунтующее сердце" нужно не только размышлять о развитии героя в романе, но и о том, почему его взгляды нельзя считать идеальными. Ведь, казалось бы, если у человека нет никаких авторитетов, он контролирует свои чувства, то это должна быть неуязвимая личность. Однако на примере Базарова читатели видят, что отрицание всего - это не есть хорошо. Почему?

Потому что нигилисты отрицают и возможность проявления добрых чувств, таких как сострадание, забота, любовь. И когда необходимо их показать, то люди, подобные Базарову, делают это с трудом. Поэтому со стороны кажется, что они черствые, холодные, хотя по тому, как Евгений переживал по поводу ситуации с Одинцовой и отдалением Аркадия, можно увидеть, что это люди, способные на глубокие чувства.

Базаров не проявляет никакого уважения к прошлому страны, людям старшего поколения. Он не хочет понять их точку зрения и узнать их получше. Вследствие этого общество их не принимает, и они остаются одинокими. Ведь даже на могилу Евгения приходят только его родители, которые по-настоящему любили его.

Можно ли считать Базарова революционером

"Бунтующее сердце. Образ Базарова" можно сделать слова, которые написал о своем герое И. С. Тургенев: "Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером". Почему же Базарова можно приравнять к революционерам?

Нигилисты в первую очередь отрицали не просто все, а они отрицали все созданное капиталистическим обществом. К этому относятся самодержавие, крепостничество, коррупция. Именно к свержению этого строя и стремились революционеры, которые хотели построить новый строй. И Базаров: он был человеком действия, человеком настоящего. Он не смотрел в прошлое и не заглядывал в будущее, для него было важнее сделать что-то полезное сразу.

О том, что он сочувствовал крестьянам, сказано в романе, потому что Евгения все любили его, он понимал простой "мужицкий" язык. Но тем не менее он презирал его за невежество, т. к. сам был человеком широко образованным. В этом можно увидеть проявление его самолюбия.

Сравнение Базарова и Кирсанова

В сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" можно сравнить главного героя с другими персонажами. Евгений и Павел Кирсанов - это постоянные соперники с абсолютно противоположными взглядами. Кирсанов - аристократ, для которого важно мнение общества, важно всегда хорошо выглядеть, Базаров же независим от чужого мнения и даже на свой внешний вид не обращает никакого внимания. Главному герою смешон Павел Кирсанов с его франтовством, и даже рассказанная Аркадием романтическая история не смогла пробудить сочувствие у Базарова.

Кирсанов, в отличие от молодого человека, очень чтил семейные узы и готов был защищать честь своей семьи. Евгений же даже со своими родителями держался на некотором расстоянии. Павел Кирсанов чувствовал в Базарове угрозу тому устоявшемуся общественному строю, частью которого он являлся. Он считал опасными нигилистические взгляды гостя, потому что видел в них мятежность.

Мог ли Базаров найти свое место в обществе

Также в кратком сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" можно написать рассуждение о том, какой могла быть дальнейшая судьба главного героя. Ведь в итоге общество стало таким, которое соответствовало представлениям Евгения. Но нашел бы он там свое место?

Возможно, что нет. Ведь все-таки не зря произошла встреча с Анной Одинцовой - она показала Евгения с другой стороны. Не только как бунтаря, но и как человека, у которого есть сердце. Базаров не смог принять того, что его основы оказались разрушеннымии: не только другие люди, но и он сам не смог до конца придерживаться этих взглядов. В любом случае можно строить множество предположений о том, как сложилась бы его дальнейшая судьба. Но одно можно сказать абсолютно точно: И. С. Тургенев подарил русской литературе яркого, не оставляющего читателей равнодушными героя.

Евгений Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Мы знакомимся с ним, когда он вместе с Аркадием Кирсановым приезжает к последнему домой. Чуть позже из рассказа Аркадия мы узнаём, что Базаров - нигилист, то есть человек, который не признаёт ни осмысленности жизни, ни нравственных ценностей, словом, не имеет ничего святого. Взгляды Базарова построены на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Он отвергает все авторитеты, а заодно и искусство; ставит в один ряд такие понятия как романтизм, художество, гниль, чепуха. Но, сказав, что он отрицает авторитеты, не значит, что он отрицает всё, нет, он выступает за конкретные прикладные науки. Таким мы видим Базарова в начале романа. В имении Кирсановых Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым, полной своей противоположностью. Прежде всего, дядя Аркадия - аристократ, тогда как Евгений - человек незнатного происхождения. Их принципы и мировоззрение тоже кардинально различаются. Из-за этого они с самого начала невзлюбили друг друга. Но автор заставляет Базарова испытать ту же горечь безответной любви, что и Павла Петровича, а в конце Базарова ждёт ранняя смерть. Павел Петрович, как уже говорилось, противоположность Базарова. На почве несхожести во взглядах у них часто затевались споры об искусстве, науке, английском аристократизме. Если Базаров унижал искусство, Павел Петрович его защищал; Базаров ненавидел употребление английских слов в разговоре, а Павел Петрович, наоборот, часто употреблял их. Столкновение дяди Аркадия и Базарова - это не только столкновение разных поколений, но и столкновение разных жизненных позиций. Но, несмотря на неприязнь Павла Петровича к Базарову, простые люди, например, крестьяне, всей душой тянутся к Евгению, ведь они видят в нем не барина, а своего. Он не относится к ним как к слугам; можно сказать, что общается на равных, но всё-таки в его речах иногда сквозит превосходство. Позже мы видим, как наш герой знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, аристократкой, которую он впоследствии полюбил. Но, к несчастью, эта любовь безответна. Если для Евгения Базарова это истинное чувство, то для Одинцовой это вовсе не любовь, а всего лишь временное увлечение. Все очень просто: ей интересен образ Базарова, его взгляды на жизнь, вот она и сошлась с ним поближе. Одинцова во многом достойна Базарова. В разговорах с ней Базаров охотно высказывает ей свои принципы, он видит в ней интересного собеседника, равного себе. Изначально герой не хотел признавать очевидного - свою любовь к Анне Сергеевне. Он вымещал злость на природе, скрывал от окружающих внутренние изменения... Но, оставаясь наедине с собой, он постепенно начал замечать в себе романтика. После этой любви в образе Базарова происходят перемены. Он меняется, сам того не желая. В его речах начинает сквозить тот самый романтизм, столь яро отрицаемый им ранее. Это доказательство того, что романтик жил в нём всегда. В поместье Кирсановых он совершает поступок, который в прошлом не совершил бы никогда: соглашается на дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым. Эта дуэль и её последствия, доказывают, что главным в романе является не конфликт "отцов" и "детей", не политические взгляды, а конфликт теории и живой жизни. Желая разобраться в своих чувствах, Базаров соглашается на встречу с Одинцовой. Тогда он и понимает, что для девушки важнее социальное положение и, в придачу, солидный капитал, но не чувства. После расставания с Одинцовой, Базаров возвращается в родовое имение.Там, пытаясь сбежать от остатков своих чувств, он полностью уходит в работу. Смерть Базарова - ужасная, глупая случайность. Во время вскрытия тела умершего от тифа крестьянина, герой получил порез, из-за чего и заразился. Его смерть не была внезапной: напротив, ее приближение дало Базарову время для осознания того, чего он не успел, чего не совершил. Базаров - простой человек, не более того, но, в отличие от большинства, перед лицом смерти он на удивление спокоен и невозмутим, поэтому я испытываю к нему уважение. В последние дни жизни Евгений становится добрее, нежнее; делается более снисходительным к своим родителям, в душе понимая, что они занимали значительное место в его жизни. Всю свою жизнь главный герой стремился принести пользу стране, науке, и смерть для него - не просто прекращение существования, но и горькое осознание того, что он "видно, не нужен" России. Осознание этого приводит к окончательному разрушению его взглядов, и ускоряет его собственную гибель. Говоря о Базарове, нельзя не упомянуть главного: несмотря на все его положительные стороны, он одинок, в романе нет его единомышленников, только мнимые ученики. Он был одинок при жизни, и умирает в одиночестве... Только его родители, искренне любившие Евгения, остаются с ним до конца.

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины вырой шая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченна на погибель - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.!
И. С. Тургенев - К. К. Случевскому. 14 апреля 1862

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренный носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум...
И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (портрет Базарова)

Роман «Отцы и дети», появившийся в марте 1862 г. в журнале «Русский вестник», вызвал у читающей публики и критики весьма разноречивые отзывы. Написанный на самом современном материале, почти цитирующий полемику демократов и либералов, развернувшуюся на страницах журналов, он не мог остаться незамеченным. Автор пытался остаться беспристрастным летописцем и отчасти предам дел возникшие споры: «Часа полтора тому назад я кончил, наконец, свой роман... Не знаю, каков будет успех. «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». Эти строки Тургенев записал в своем дневнике в 1861 г.

И действительно, фигура Базарова вызвала бурные споры. В основе этого образа - «одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 г.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью! было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало». Итак, Тургенев взял своего Базарова из жизни, вложил ему в уста идеи демократов и вывел его главным героем романа. Единственный представитель лагеря «детей», считающий, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание» и действующий в силу этого отрицания, Базаров терпит крах. Неудивительно, что либералы, лагерь «отцов», горячо поддерживали роман, а близкие Тургеневу демократы нещадно критиковали писателя: «Я испытал тогда впечатления, хотя и разнородные, но одинаково] тягостные. Я замечал холодность, доходившую до негодования, во многих мне близких и симпатичных людях; я получал поздравления, чуть не лобызания, от людей противного мне лагеря, от врагов. Меня это конфузило... огорчало; но совесть не упрекала меня: я хорошо знал, что я честно, и не только без предубежденья, но даже с сочувствием отнесся к выведенному мной типу, я слишком уважал призвание художника, литератора, чтобы покривить душою в таком деле».

Сын штаб-лекаря, внук дьячка, разночинец Базаров - личность цельная, сильная, упрямая и одинокая. В этом и заключается трагизм его положения. Он - один. Его холодное презрение к собственному чувству - суровость, помогающая смотреть в лицо действительности, напоминает бегство от этой] действительности. Но не будь он таким, он не смог бы следовать своей программе отрицания всего и вся. Базаров смотрит на человечество свысока, принадлежа к роду людскому, пытается подняться) над ним. Добролюбов пишет о «новом поколении», о Базаровых: «На первом плане всегда стоит у них человек и его прямое, существенное благо; эта точка зрения отражается во всех их поступках и суждениях... Их последняя цель- не совершенная, рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству; в их суждениях люди возвышаются не по тому, сколько было сокрыто в них великих сил и талантов, а по тому, сколько они желали и сумели сделать пользы человечеству».

Какую же пользу принес Базаров? Вызывая раздражение у братьев Кирсановых, стремление подражать - у Кукшиной, Ситникова, Аркадия, интерес - у Фенечки, сестер Одинцовых, а в глазах мужиков бывший «чем-то вроде шута горохового», он - как камень, брошенный в воду... Но круги-то на этой воде довольно быстро стихли... Анна Сергеевна Одинцова отказалась разделить eго судьбу, не стала жертвовать своим покоем, Аркадий и Катя Одинцова поженились, обрел супружеское счастье и Николай Петрович, Павел Петрович уехал из России.

Исследовательские интересы Базарова, направленные, конечно, на развитие медицины, приводят его самого к гибели. Пожалуй, только часть его практической деятельности - помощь отцу во врачевании больных - и была единственной пользой. «Смысл романа, - по словам Д. И. Писарева, - вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта К сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу К и поддержат их в жизни». Тургенев даже не намечает этой дороги, а лишь показывает, к чему приводят крайности».

Я Такие люди, как Базаров, думая о «всеобщем благе», забывают о благе ближнего, разрушая судьбы и принося несчастья реальным, живым, любящим их людям. И Тургенев показал это, нарисовав в конце романа единственных людей, помнящих о Базарове, - его родителей. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... овцы безвозбранно ходят по могилам... но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней... часто приходят два уже старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшей походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут».

Поэтическое упоминание о песне птиц, поющих на могиле Базарова, как о песне, устремленной в будущее, не делает судьбу стариков менее трагичной. Человек, приносящий в жертву свою жизнь, как это сделал Базаров, приносит в жертву и других. Стоит ли будущее этого? На этот вопрос нигилизм не дает ответа...

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Роман “Отцы и дети” - одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...

Похожие публикации

ДАЛЬШЕ