Детство юность зрелость старость возрастные границы. Что такое юность: определение, возрастные границы
Копилка полезных уроков

Детство юность зрелость старость возрастные границы. Что такое юность: определение, возрастные границы

При мыслях о том, что такое юность, сразу же приходят на ум романтичные песни, стихи поэтов, свидания под луной, большие надежды и неограниченные возможности. Тем не менее это всего лишь внешняя оболочка. Юность является достаточно интересным и сложным периодом для изучения психологами.

Что такое юность: определение

Юность представляет собой этап физического созревания человека, а также развития личности, который лежит между детством и взрослым возрастом. С точки зрения психологии это переход от зависимости, присущей ребенку, к самостоятельности и ответственности, присущим сформировавшимся людям. С точки зрения физиологии в этот момент завершается физическое и половое созревание. Также достижением характеризуется такое понятие, как "юность" или "молодежь" . Возрастные границы определяются промежутком с 14 до 18 лет, если речь идет об отечественной психологии. Зарубежные же специалисты считают, что юность начинается с 16 лет.

Подходы к проблеме юности

С учетом необходимости приобретения профессии юный возраст сопровождается непрерывным обучением. При этом оно становится более углубленным и осознанным, чем в более раннем возрасте. Оно характеризуется следующими особенностями:

  • широкое и глубокое восприятие учебного материала, направленное на формирование будущих профессиональных знаний;
  • помимо пассивного восприятия информации, индивид прибегает к активному и самостоятельному ее поиску.

Социальные мотивы юношеского возраста

Детство, юность, зрелость - каждый из периодов жизни человека характеризуется определенными мотивами, которые определяют его деятельность. Молодые люди полны стремлений и надежд на будущее. В связи с этим они руководствуются следующими факторами:

  • убежденность в необходимости непрерывного развития, которое достигается за счет продолжения обучения;
  • профессиональное самоопределение, вызванное необходимостью подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни;
  • социальная мотивация, вызванная желанием приносить пользу окружающим.

Факторы выбора будущей профессии

Учитывая, что молодой человек в юности должен выбрать будущий род деятельности, огромное внимание психологи уделяют мотивам. Так, основными факторами выбора являются следующие:

  • социальные - престижность и возможность занять достойное место в обществе;
  • личностные - наличие качеств и черт характера, необходимых для той или иной профессии;
  • материальные - возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование.

Основные проблемы

Массой жизнеполагающих проблем характеризуется такой период, как юность. Годы жизни молодого человека складываются из множества ключевых вопросов, основными из которых считаются следующие:

  • предварительный выбор будущей профессии, который складывается из жизненной позиции, способностей и приоритетной области знаний;
  • приверженность ценностям, которые определяют общественное сознание, а также межличностные отношения;
  • рост социальной активности, который заключается не в банальной заинтересованности, а в желании принимать непосредственное участие в событиях;
  • формирование мировоззрения по фундаментальным вопросам;
  • расширение сферы интересов, а также жизненных запросов, что приводит к потребности в большем количестве материальных ресурсов;
  • социальная ориентация личности, которая подразумевает поиск своего места в обществе;
  • поиск ответа на вопрос о смысле жизни и предназначении человека в ней.

Формирование личности юноши

Молодой человек в определенный момент становится на путь становления самосознания, которое неразрывно связано с формированием так называемого "Я". Оно происходит по следующим направлениям:

  • формирование иного отношения к эмоциональной сфере (чувства становятся не просто реакцией на внешние события, а личными особенностями);
  • осознание необратимого течения времени (этот факт заставляет молодого человека более серьезно задумываться о своем будущем и составлении индивидуального жизненного плана);
  • формирование целостного представления не только о своем теле и внутреннем устройстве, но также моральных, волевых и интеллектуальных качествах.

Межличностные взаимоотношения

В период юности молодой человек начинает пересматривать отношения с окружающими, в частности со сверстниками. Так, они делятся на две категории - друзья и товарищи. Первые являются наиболее приближенными, теми, что заслужили преданность и уважение. Со всеми же остальными сверстниками молодые люди выстраивают товарищеские отношения, которые подразумевают вежливое обращение, взаимоуважение и взаимопомощь.

Тактика общения и построение взаимоотношений со сверстниками выстраивается, во многом исходя из будущего благополучия (как психологического, так и физического). В кругу общения остаются наиболее интересные и "полезные" люди. Остальные же оказываются в своего рода эмоциональной изоляции. Тем не менее нередко юношеская дружба является идеализированной и иллюзорной.

Также для юного возраста характерно возникновение такого глубокого чувства, как любовь. Это связано не только с завершением полового созревания, но также с желанием иметь рядом близкого человека, с которым можно разделить проблемы и радостные события. Возлюбленный человек является своего рода идеалом как в плане личных, так и в плане внешних качеств.

Юность в современном мире

Что такое динамическая категория, которая не является постоянной. С течением времени, с развитием общества она существенно изменяется. Так, в связи со стремительно растущей акселерацией юность наступает намного раньше. А вот социальная зрелость приходит несколько позже. Это в некоторой мере связано с тем, что современные родители опекают детей намного дольше.

Как и в любое другое время, молодежь стремится к труду с целью самостоятельно обеспечивать себя денежными средствами. Тем не менее современная тенденция такова, что юноши не хотят выполнять "грязную работу", которая приносит небольшие доходы и определяет низкий социальный статус. Намечается тенденция к желанию получить все и сразу.

Выводы

Юность - это самая прекрасная пора в жизни человека. Она связана не только с романтическими чувствами и мечтаниями, но также с большими возможностями в плане организации своего будущего. Исследования и рекомендации психологов помогают направить деятельность молодых людей в нужное русло и подтолкнуть их к принятию правильных решений.

Период взрослости

- наиболее продолжительный период онтогенеза. Выделяют три стадии взрослости:

  • ранняя взрослость (молодость - от 20-23 до 30 лет)
  • средняя взрослость (зрелость - от 30 до 60-70 лет)
  • поздняя взрослость (старость - после 60-70 лет)

Признаки взрослости

(по Г. Крайг):

  • новый развития, в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
  • способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
  • преодоление зависимости и способность брать ответственность;
  • некоторые черты (твердость, надежность, честность и т.д.)
  • социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Молодость

(от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее - его духовный рост, развитие .

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией.

Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При эгоистической направленности личности в создании семьи доминирует эгоистический мотив (материальный достаток, престиж, власть и т.д.) Профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического . В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления .

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. В дружбе, например, определяющим является именно созвучие двух людей, сущность их отношений.

Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни, который возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным; происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Весь кризис в целом знаменует переход от молодости к зрелости.

Зрелость (от 30 до 60-70 лет) - самый длительный для большинства людей период жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает вершина, высшая ступень.

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет. Главные линии развития - это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей, идей) и неуспокоенность - стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота - добродетели зрелых людей. В ( , ) центральное значение придавалось процессу самоактуализации взрослого человека. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных потребностей, но привержены высшим ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот.

Для ранней взрослости свойственно усиленное развитие психических функций. Стабилизация наблюдается в период 33-35 лет. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Установка на совершенствование своей , поиск информации способствует развитию образного, практического, вербально-логического мышления.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования, вид и характер профессиональной деятельности.

Глава 1. Детство

Детство, детский возраст- период жизни человека от рождения до отрочества (от рождения до 11-12 лет). В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Это движение обусловлено прежде всего онтогенетическими особенностями возраста - детство по своей сущности ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяет это движение. Природные предпосылки, лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают каждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой.

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается в содружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки к самостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческих отношений.

В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья - источник трепетных эмоциональных переживаний. Поэтому, что бы ни толковали специалисты-футурологи об институте семьи, пока семья существует - для проживших в ней детские годы нет ничего священнее и прекраснее. В ретроспективе жизни каждый человек, обладавший в детстве семейным очагом, бескорыстной любовью близких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.

Именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а следовательно, и выбор жизненного пути.

Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеет исторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя из традиционно сложившихся возрастных периодов человека.

Общество предъявляет свои требования к детству как периоду развития ребенка в контексте особого внимания к нему самого общества и семьи. Хотя общественные институты ориентированы на нужды человека каждого возрастного периода, детство в современных цивилизованных странах выступает как период, требующий от общества особого внимания в сфере охраны здоровья, физического, умственного и духовного развития, а также обеспечения социальной защиты ребенку. Эта ответственная позиция государства и общественности связана не только и не столько с культурой гуманистических ожиданий, но и с насущной необходимостью готовить смену поколений именно в сенситивный период детства. Отсюда задача охраны материнства и детства, обеспечение детей дошкольного возраста государственными детскими садами и частными заведениями, обеспечение условий для начального обучения.

В действительности в индивидуальной жизни каждого ребенка высвечивает своя особая социальная ситуация: одних она обволакивает чистой любовью, развивает душевные и умственные способности; для других выступает в виде отчужденных условий существования со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями. Однако как бы ни складывались индивидуальные условия развития ребенка, он проходит путь, приближенный к некоторым общим тенденциям развития во все основные периоды детства. Обратимся к рассмотрению этапов наиважнейшего возраста, определяющего во многом строй души, умственную культуру и даже дальнейшую судьбу человека.

1.1. Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Раннее детство – плохо изученный период. Известны только описательные, причем, только отрицательные его характеристики. Ребёнок – раб зрительного восприятия (Штерн). Предметы притягиваю ребёнка (Левин).

Ребенок не может открывать общественно выработанных способов употребления вещей.

На вещи не «написано» для чего она служит.

Орудие вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.

В орудие и способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнуты этим предметом.

Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы.

В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение со взрослыми.

Кризис 3-х лет

Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых.

Упрямство – реакция не на предложение, а на собственное решение.

Симптом обесценивается. Дети начинают любимых мам, бабушек, пап, называть ругательными словами.

1.2. Дошкольный возраст

Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым решается формой идеальной совместной жизни со взрослыми. Основной деятельностью является игра.

Единицы, компоненты игры:

Роль взрослого человека, которую ребёнок берет на себя.

Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни.

Игровые действия. Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка. Перенос знаний в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре – школа произвольного поведения. В игре ребёнок «вращается», меняет свою позицию. Необходимо, чтобы ребёнок учился по программе, составленной взрослым. Мышление в этот период наглядно-образное.

Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий.

Кризис ребенка 7-ми лет – потеря ребёнком непосредственности.

1.3. Младший школьный возраст

Ведущая деятельность – учебная. Будучи общительным, по своему смыслу, содержанию форм, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, её продукты есть продукты индивидуального усвоения. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать своё поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое мышление. После младшего школьного возраста наступает критический период 11-12 лет, а затем подростковый возраст и ранняя юность.

Юность

Юность (Период жизненного самоопределения и самоопределения, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь)

В юношестве

выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении, о себе в этом возрасте.
Юность - важный этап развития умственных способностей: существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: для студентов характерны нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.п. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, которые предполагают проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Также характерной чертой студентов младших курсов является склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности, уровень знаний и самостоятельности. Важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи является регулируемая интеллектуальная нагрузка, осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне.

Особенности интеллектуальной сферы личности прямо связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Развитие мышления создает предпосылки для формирования мировоззрения, устойчивость и мотивированность которого обеспечивает продвижение в личностном плане. В результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций происходит формирование жизненных планов, профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции молодого человека.

Душа! Её Детство, отрочество, юность, зрелость, старость...

Каждый из нас, Душ-аналогов, впервые проявляется в Материи Физического Плана Земли, как фрагментированное Сознание, сначала в качестве “молодой” Души, больше всего заботящейся не о других людях или собственной эволюции, а лишь о самой себе и занятой, в основном, уроками приспособления и выживания в новых для неё условиях существования, связанных с амбициями, новыми структурами и успехом.

“ДЕТСКИЕ” Души обычно не имеют ещё достаточно Мудрости, чтобы принимать правильные решения в жизни, поэтому их часто затягивает в те потоки, где имеются наилучшие условия для удовлетворения их эгоистических желаний.

В “ОТРОЧЕСКОМ” возрасте Душа уже учится на более цивилизованной основе строить свои взаимоотношения не только с отдельными людьми, но и с обществом в целом, уделяя большое внимание соблюдению внешних аспектов морали, а не своим внутренним нравственным потребностям, которые, кстати, в ней ещё и не развились. Из числа таких Душ получаются “столпы” бюрократии, наиболее консервативные и фанатично настроенные личности, склонные к фундаменталистским направлениям в религии, стойкие и непоколебимые в своих убеждениях.

“ЮНЫЙ” возраст Души совпадает с наибольшим развитием и проявлением в воплощённой личности низшего “эго”, с её стремлением во что бы то ни стало, любой ценой утвердиться в обществе, чтобы побыстрее завоевать в нём “подобающее ей” высокое место, дающее ей многочисленные материальные привилегии, власть, успех, славу, богатство, положение и публичное признание её уникальности.

Это именно для “юной” Души характерна безапелляционная оценка, типа “хорошо - плохо” (причём, “хорошо” лишь только то, что способствует достижению успеха, а всё, что мешает этому - “плохо”), непреклонность в собственных суждениях о вещах, с которыми она знакома лишь поверхностно, автоматическое порицание и презрение любого человека, не согласного с её суждениями и т.п. Финансовые воротилы и политические лидеры, удачливые бизнесмены, выскочки-военные, узкоспециализированные учёные-карьеристы, - вот самое распространённое поприще для самовыражения “юных” Душ.

Они изучают устройство мира и его законы не для собственного духовного роста, а лишь только затем, чтобы научиться с наибольшей для себя материальной выгодой применять все эти знания на практике. При этом они всегда стараются придать своей чисто эгоистичной деятельности какую-нибудь “приличную” вывеску и привлекательную моральную окраску. Во главе большинства “благотворительных” фондов находятся именно “юные” Души.

Ещё одна их ярко выраженная черта - они категорически отвергают даже саму возможность существования феномена “Жизнь после смерти”, потому что очень сильно отождествляют себя со своими плотными оболочками, которые дают им возможность пользоваться благами именно Физического Плана. Это они до умопомрачения ищут состав “эликсира бессмертия”, который позволил бы им бесконечно долго жить в физическом теле. Это они скорее и охотнее дадут заморозить себя на десятилетия, чем поверят хотя бы в частичную возможность своего осознанного существования в тонком теле.

Что же касается “ЗРЕЛОЙ” Души , то здесь можно говорить очень много. В общих же чертах, “зрелая” Душа уже хорошо усвоила опыт иллюзорности любого публичного успеха, богатства и власти, она меньше направлена на своё низшее “я”, а больше - на стремление понять все проявления себя в мире и мира в себе, и повысить на базе этого понимания уровень собственного осознавания. Для них их внутренний мир гораздо более важен, чем успех, слава, материальное благополучие.

“Зрелая” Душа более открыта и искренна, более совестлива, альтруистична, дружелюбна и добра по отношению к окружающим, менее агрессивна и воинственна, незлопамятна, сострадательна и отходчива. Она умеет искренне принимать и дарить любовь, знает цену истинному чувству. Её жизнь, в особенности во второй половине, по своей эмоциональности намного более интенсивна, чем у “юной” Души. Это стимулирует развитие и расцвет в ней многих творческих способностей, раскрытию талантов во многих областях искусства, философии, культуры.

“Зрелая” Душа полностью осознаёт иллюзорность и бренность этого мира и не зацикливается на нём, уповая на большие возможности и перспективы в своём развитии после развоплощения. Её уже совершенно не страшит факт смерти, с которым она, наоборот, связывает свои последующие духовные взлёты, надежды на лучшие условия для духовного совершенствования. Она тяготеет к нетрадиционным вероисповеданиям, к расширению собственных эзотерических познаний, не ограничивая свои исследования строгими рамками и критериями.

Для “СТАРЫХ” Душ характерно детальное изучение множества всевозможных религиозных течений и верований, с каждого из которых они выбирают лишь только то, что им подсказывает их собственный внутренний опыт, объединяя таким образом все существующие системы в одну, универсальную. У них полностью отсутствует зацикливание на чём бы то ни было, сильно развито чувство самокритичности и лёгкое, взвешенное, даже юмористическое отношение к любым проблемам, любого масштаба.

Они предпочитают плыть по течению жизни, а не вступать в борьбу с неблагоприятными обстоятельствами. Они не отождествляют себя ни с чем земным и придерживаются только высоких, особовозвышенных Идей. Они предпочитают не читать нудных поучений, а учить других людей на личном примере...

Марина Никитина

Детство, юность, молодость, зрелость и старость начинаются и заканчиваются по-разному. Но стоит предварительно обозначить некоторые границы, отделяющие один этап развития от другого. Иначе трудно разобраться, какой этап чем примечателен.

Молодость и зрелость: где начало, где конец?

Принято отделять молодость от зрелости человека по уровню физического и психологического развития. Считается, что взрослость подразделяется на три этапа:

Ранняя (начинается с возраста 20-23 лет и продолжается до 30 лет) – молодость.
Средняя (длится с 30 лет до 60-70 лет) – зрелость.
Поздняя (начинается после 60-70 лет) – старость.

Вы встречали людей, которые выглядят или ведут себя не на свои биологические годы? Например, девочка с мудрым серьезным взглядом на жизнь или мужчина с сединой, которому попал “бес в ребро”? Такие люди не попадают в представленную выше, обобщенную классификацию. Бывают печальные случаи, когда одно событие потрясает так, что добавляет человеку несколько лет или десятков лет жизненного опыта за один день. Вот почему границы между возрастами условны. Поэтому далее при сравнении качеств разных возрастных жизненных периодов паспортный возраст во внимание браться не будет.

Молодость – это период жизни человека, когда детство уже не имеет власти над разумом, физическое развитие закончилось (тело сформировалось). Это подходящий отрезок жизненного пути для поиска спутника жизни, создания семьи. А еще для продуктивной работы на благо общества, самостоятельного мышления, формирования мировоззрения, творчества. Хотя последним – творчеством – занимаются в любом возрасте, однако именно в молодые годы творческая продуктивность велика.

Зрелость – наиболее продолжительный период времени, занимающий значительную часть всего жизненного отрезка каждого человека и характеризующийся наивысшим уровнем развития духовных, эмоциональных, интеллектуальных способностей. Насчет духовного уровня — спорный философский неоднозначный вопрос.

Характеристика молодости человека

Ведущей деятельностью в период до тридцати лет становится профессиональная. Индивид опробовал на себе несколько видов рабочей занятости, что позволило выбрать сферу предпочтительной деятельности, хотя так бывает не всегда.

Также в этом возрасте наступает социальная зрелость, проявляющаяся в формировании моральных устоев, связанных с оценкой и принятием близких для личности социальных норм, правил поведения. Повышается социальная значимость и накапливается кое-какой жизненный опыт, появляется .

Сфера познания, мыслительная деятельность характеризуется пиком своего развития, увеличенным до личностного максимального предела объемом запоминаемой информации. Достаточно сильно развита именно вербальная составляющая памяти. То, что запомнилось в молодости хорошо сохраняется в долговременной памяти человека.

У молодого индивида появляется, в отличие от юности, больше усидчивости, так как энергия направляется в сторону аналитической мыслительной деятельности. Появляется возможность полностью концентрировать свое внимание на выбранном объекте, процессе, проводя свои собственные “мыслительные исследования”. Человек может строить логические цепочки и, складывая жизненный опыт с теоретическими, мертвыми знаниями, убеждаться на практике в правильности либо ложности втолкованных ранее взрослыми суждений. Синтетические процессы работы головного мозга находятся в “расцветающем” состоянии в период молодости.

Так как период до тридцати лет приходится на начало пика сексуальной активности, то немудрено, что вместе с этим обостряется слуховая, зрительная чувствительность и происходит активация центра движения. В молодой период отмечается феномен «консервации возраста», заключающийся в “застывшем” оценивании своего возраста после тридцати лет. Это значит, что человек, достигший рубежа зрелого возраста в тридцать лет, начинает в последующих периодах оценивать неадекватно количество прожитых им лет, а именно, консервирует возраст на тридцатилетней отметке. Чем больше возраст, тем на большее количество лет идет занижение возраста от номинального.

Большинство молодых людей пытаются соответствовать общепринятым , чтобы вписываться в поток жизнедеятельности, в то же время вопросы разрешаются с применением творческой составляющей.

Прошедший юность молодой человек пытается соответствовать социальным нормам, принятым в обществе, либо обоснованно отрицать их. Наблюдается повышение силы воли при благоприятных условиях развития личности на фоне столкновения интересов идеального представления про сущность собственной личности и реального индивида.

Именно в период молодости наблюдается примерка на себя разных социальных ролей. По словам психологов происходит кризис молодости или идентичности – условный период, характеризующийся первыми разочарованиями и осознанием конечности человеческой жизни, а также несоответствием желаемого и реального положения дел. Вследствие этого могут наблюдаться , параноидальные состояния, опустошенность, неудовлетворенность.

Характеристика зрелости человека

По хронологии развития человека, как уже отмечалось выше, зрелость – это размытый период жизнедеятельности человека, который охватывает период от конца юности вплоть до начала старости. Что касается профессиональной деятельности, в столь важный отрезок жизни происходит расцвет активности на работе и подъем в карьере. подвержены окончательному становлению, после которого изменение происходит неохотно и редко.

В психологической науке принято считать, что развитие в зрелом периоде жизни заканчивается, поэтому у одних возникает спокойная удовлетворенность, у других – депрессия и печаль при отсутствии какой-либо реализации личностного или профессионального потенциала.

На фоне прожитых лет увеличивается способность властвовать и удачно организовывать мероприятия и работу людей, коллектива, поэтому именно зрелых, а не молодых берут на работу администраторами, директорами, начальниками высшего звена. И они успешней справляются с поставленными перед ними задачами. Взрослый человек может и хочет сам построить систему ценностей собственной личности, согласованной с общепринятой, и предпочитает обсуждать при возникшей необходимости нюансы этой модели. Появляется склонность к отвлеченным философским рассуждениям, которые характерны именно для зрелого возраста.

В зрелом человеке обычно уживаются сразу несколько психологических индивидов, принимающих на себя разные социальные роли. Потребность в столь большом “разбрызгивании” личности диктуется сформировавшимися обязательствами, которые “держат” человека в своих сетях. Довольно трудно разорвать такие связи без переживания нападок со стороны удивленных окружающих вас людей, которые привыкли именно к такому положению дел.

Молодость и зрелость: аргументы

Аргументы, свидетельствующие в пользу молодости:

Различие или несоответствие реального и “душевного” возраста человека.
Внутренний мир молодого парня или девушки претерпевает изменения и может быть гибким, что полезно для осознания некоторых сложных жизненных вопросов и формирования нешаблонного отношения к реальности.
Вам двадцать пять – значит, все еще впереди. Весь мир еще подчиняется ритму биения сердца и только выбирайте среди бесконечного числа возможностей.

Сексуальная активность обоих полов в отличном состоянии.
Молодость обозначает отказ от наплевательского отношения к ответственности, хотя при наличии детей уровень этого показателя повышается. .
Молодой человек рискует прислушиваться к своей интуиции за неимением достаточного жизненного опыта, и оказывается прав.
Нет привязки к конкретному образу действий, легкое принятие изменений
Следование еще не забытым радужным мечтам, оставшимся от нежного юного возраста.

Аргументы, свидетельствующие в пользу зрелости:

Человек уже знает цену молодости, ошибок и завышенных требований.
Устойчивые установки, правила, которые усвоены еще в юности, становятся своеобразными непоколебимыми “столбами”, благодаря которым зрелый индивид чувствует защиту в изменяющемся мире.
Способности воплощения планов в жизнь ограничивается фактором рождения детей. Кроме этого есть неприятные обязательства, больные или старые родственники, уменьшившиеся силы (физические и моральные).
Половая функция у женщин продолжает быть на пике, а у мужчин постепенно уменьшается.

Зрелость дает право и одновременно необходимость в полной мере и поступки. Уменьшается количество людей, которые собрали много жизненного опыта, чтобы сказать вам, как надо и не стоит делать. Никто вас не учит.
Умудренный жизненным опытом человек для каждой сложной жизненной ситуации способен подыскать похожую из своей памяти и предсказать, чем закончится дело. Это помогает сохранить душевное спокойствие и .
Отказ от иллюзий, трезвая оценка жизненных трудностей и ценностей.
Выработка индивидуального стиля жизни, одежды, общения, отличающего и выделяющего человека из массы людей и показывающего его в выгодном свете.
Уже есть воспоминания о прошлом, свидетельствующие о полученном жизненном опыте.

После ряда рассмотренных особенностей, присущих только молодости, либо относящихся однозначно к зрелости, трудно сказать, что лучше. Да это и не важно, ведь при любом развитии событий внешнего мира, внутри у каждого происходит борьба либо воцаряется вселенское спокойствие, которое зависит исключительно .

29 марта 2014, 15:49

Похожие публикации

ДАЛЬШЕ