Интегрированное обучение в россии и за рубежом. Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками Основным и главным признаком интегрированного обучения является
8.1. Интеграция в науке
Интеграция - общенаучное понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию, к восстановлению какого-либо единства.
По мнению известного исследователя русской культуры Ю.М. Лотмана, "современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства" [ ,с.17]. Одна из причин появления интеграции в науке - стирание границ между областями научного знания, появившееся еще в конце XIX века, когда одни и те же явления стали привлекать ученых различных областей знаний, и ставшее самой устойчивой тенденцией во 2-й половине XX века Параллельно с интеграцией, направленной на координацию усилий разных ученых-специалистов для познания единого научного предмета, стали появляться так называемые "мостиковые" или "гибридные" науки, в содержании которых соединялись понятия, законы, теории двух близких областей естествознания - физическая химия, химическая физика, биофизика, геохимия, биохимия, биокибернетика, нейрокибернетика, геофизика, астрофизика, радиоастрономия и др.. Это - не простое сочетание элементов двух наук, а по-новому систематизированное их внутреннее слияние, способствующее углубленному познанию закономерностей природы, подъему научных знаний на более высокий теоретический уровень нескольких ведущих научных отраслей.
Эта тенденция оказывает настолько глубокое положительное влияние на прогресс науки о природе в целом, что ее определяют как революцию этих наук. Интеграционные процессы в науке играют роль и в формировании современного стиля научного мышления и мировоззрения человека, а влияние на интеграцию процессов теоретизации, формализации и математизации, а также социализации и гуманизации научного знания и научных исследований определяет ее значимость и для образования, где она ассоциируется с понятием "система" и, соответственно, с наличием ведущего компонента (системообразующего фактора), принципа.
8.2. Интеграция в образовании
Достижения современных наук о природе, имеющие общеобразовательное значение, не могут оставаться достоянием только ученых, их сущность и практическая роль должны быть раскрыты на доступном школьникам уровне и представлены как системы знаний.
Историю интеграцию в образовании XX века в литературе разделяют на три этапа: 1) начало века (20-е годы) - проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа); 2) 50-70-е годы - межпредметные связи различных учебных дисциплин; таким образом, на этих двух этапах преобладает интеграция содержания образования; 3) 80-90-е годы - интеграция методов изучения дисциплин; в начале XXI в. начинается 4-й этап - интеграция различных подходов к обучению. В настоящее время понятие "интеграция в образовании" характеризуется принципами, объектами (составляющими интеграционного процесса), формами, видами, уровнями, направлениями, этапами.
Совокупность объектов, вступающих между собой в связь и образующих новое целостное единство, определяет состав и структуру интеграционного процесса, которая может быть различной: а) объекты располагаются последовательно, как звенья в цепочке; б) один объект служит средством связи для других; в) один объект вбирает в себя другие и т.д. Связи, которые устанавливаются между интегрируемыми объектами согласно структуре и последовательности, определяют механизмы интегрирования. При этом любой объект может служить системообразующим фактором интеграции может быть любой объект - идея, проблема, понятие, категория и т.д.
Ниже раскрыто основное содержание этапов интеграции в образовании.
8.3. Интеграция с целью трудовой подготовки школьников
Непосредственную связь с различными отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства имеют науки о природе; они определят их основные научные принципы и способы трудовой деятельности. Поэтому их изучение должно содействовать политехнической и трудовой подготовке школьников. Элементы этой подготовки должны входить в содержание природоведения, биологии, физической географии, физики, химии и способствовать формированию экспериментальных, измерительных, вычислительных, графических умений и навыков учащихся. Например, в программу по физике включаются темы "Тепловые двигатели", "Производство, передача и использование электроэнергии", "Применение законов движения" и др. в программу по химии - "Производство серной кислоты", "Получение азотных удобрений" и др.
8.4. Интеграция содержания образования
Объектами конструирования интегративного содержания служат учебные элементы и дидактические единицы одного учебного предмета, обладающие большим количеством взаимосвязей с учебными элементами и дидактическими единицами других предметов.
В 70-80 годы практической и прикладной направленности обучения, а также межпредметными внутрипредметным связям, было посвящено достаточно много педагогических и методических исследований. Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.
Методологической основой межпредметных связей является их мировоззренческая роль, раскрывающая философские основы развития общества и личности, их отношений с природой; оптимизация знаний как выражение системных процессов в науке позволяет учащимся глубже понять разнообразные явления природы, формировать социально значимые качества личности ученика. Психолого-физиологические основы реализации межпредметных связей заложил И.П. Павлов, который считал, что физиологическим механизмом усвоения знаний является образование в коре головного мозга сложных систем временных связей - ассоциаций. Педагогическая целесообразность межпредметных связей вытекает из дидактического принципа систематичности обучения; систематичность проявляется и в установлении межпредметных и внутрипредметных связей.
Наиболее полно интеграция содержания различных дисциплин и реализация межпредметных связей выражена в форме интегрированных куров, которые позволяют определить экономные во времени учебные планы, программы, учебники; все это способствует рационализации учебного процесса в целом. Программы таких курсов включают отдельные предметные блоки, изучаемых в разных вариантах: а) параллельное изучение; б) параллельное с опорой на пройденный материал другого блока; в) совместное изучение материала двух блоков; г) совместное использование основных понятий, алгоритмов, моделей и др., используемых и при решении задач разных блоков. Это позволяет реализовать идею обобщения знаний (основных частных идей, теорий и понятий) и способов их усвоения, что способствует оптимизации и интенсификации обучения.
8.5. Интеграция методов обучения
Межпредметные связи касаются не только содержания образования, но и других составляющих учебного процесса, что, в первую очередь, связано с совершенствованием методов обучения. Методы обучения должны обеспечивать: а) более быстрые темпы восприятия и усвоения учащимися новых знаний и развитие умений оперировать ими; б) стимулирование более быстрых темпов приобретения практических умений и навыков; в) повышение уровня воспитательной и развивающей роли обучения в целом; г) усиление развития у школьников умений самостоятельно приобретать знания и применять их в различных ситуациях с помощью методов и приемов рационального обучения, обладающих свойствами широкого переноса (наблюдение, эксперимент, умение работать с литературными источниками и справочными материалами; умение применять математические методы, моделировать изучаемые явления и процессы).
Одним из методов реализации межпредметных связей в обучении является решение задач межпредметного содержания. Во-первых, задачи являются носителем действий, адекватных содержанию обучения и, следовательно, средством его усвоения; средством связи теории с практикой; способом организации и управления учебной деятельностью учащихся; во взаимодействии задачи и решающего ее человека (в задачной ситуации) и происходят изменения в его личности. Во-вторых, согласно теории учебной деятельности, необходимы учебные задачи, смещающие акцент с необходимости самих знаний (информация о которых становится все более доступной) на знание о том, где и как их добывать, интегрировать, применять, создавать и обобщать.
Задачи должны появляться в учебном процессе естественным для учащихся образом, включаться в него через создание соответствующих учебных ситуаций - проблемной и учебно-познавательной (связанных с целью осознания учащимися противоречия между необходимостью решения задачи или объяснения явлений и отсутствием для этого необходимых знаний), учебной (связанной с необходимостью овладения собственно предметными умениями), учебно-развивающей и учебно-воспитательной (связанными с возможностью формирования средствами данного содержания интеллектуальных умений, общей культуры, личностных качеств личности), учебно-профессиональной (связанной с необходимостью формирования умений применять методы данной дисциплины к решению прикладных и профессиональных задач, возникающих в области будущей профессиональной деятельности, и способствующих профессиональному развитию личности) с помощью активных методов и средств обучения, педагогических технологий, основанных на задачном подходе к обучению, а такжеинтегрированных уроков.
В 80-е годы XX века отечественные психологи и педагоги основными (и даже иногда рассматриваемыми в качестве универсальных) методами интенсификации учебного процесса считали а) проблемное обучение, б) программированное обучение, в) алгоритмизацию обучения. Вслед за полученными в теории учебной деятельности результатами о необходимости формирования у учащихся обобщенных приемов учебной деятельности, эффективными для интеграции и получения результатов обучения методами являются методы рационального обучения, обладающие свойствами широкого переноса и способствующие поэтому формированию у школьников единого комплекса обобщенных умений и навыков.
Интеграцияразличных дисциплин с информатикой и с информационными методами осуществляется в основном как применение компьютера в обучении этим дисциплинам, которое связано с использованием пакетов программ, а) усиливающих наглядность - информационных, демонстрационных и иллюстративных; б) повышающих уровень процессуальной стороны обучения - вычислительных и контролирующих, программ-тренажеров; в) обучающих в режиме программированного обучения или игровых.
8.6. Интеграция инновационных подходов к обучению
и педагогических технологий
Интеграция инновационных подходов к обучению естественным образом проявляется при проектировании педагогических технологий, т.к. технологический подход к обучению является одной из значимых педагогических инноваций и основывается на достижениях не только психолого-педагогической теории, но и достоинствах технологического проектирования учебного процесса. Проектирование технологии обучения может осуществляться на основе как какого-либо одного подхода (теории), так и их интеграции.
Например, проектирование технологии профессионально ориентированного обучения на основе деятельностного подхода (О.Б. Епишевой) уже на этапе целеполагания привело к необходимости использования дифференцированного подхода к обучению. Дифференциация проектирования образовательных целей обусловлена тем, что разные учащиеся по-разному продвигаются по процессам полного цикла УПД. По этой же причине учащихся необходимо этому учить, т.е. развивать у них все познавательные процессы и умение учиться (цели развития) и использовать возможности содержания обучения для воспитания значимых качеств личности (цели воспитания), что является элементом гуманистического подхода к обучению. Элементами информационного подхода к обучению служат, во-первых, использование алгоритмов и приемов учебной деятельности при проектировании процедур учебной деятельности учащихся и включение их в содержание обучения; во-вторых, использование алгоритмов обучения и активных методов обучения в процедурах управляющей деятельности учителя.
По существу здесь интегрированы технология дифференцированного и технология развивающего обучения.
8.7. Интеграция педагогических и информационных технологий
В решении проблемы интеграции педагогических и информационных технологий существуют два пути: 1) построить новую образовательную технологию на совершенно иной методологической и технологической основе используя современные достижения в области ИКТ; 2) использовать потенциал ИКТ для существенной модификации и повышения эффективности уже существующих образовательных технологий.
Целесообразность и эффективность первого пути представляется сомнительными, т.к. изначально ИКТ создавались и развивались для решения вопросов, далеких от педагогических проблем; второй путь представляется более привлекательным по ряду следующих причин, хотя имеет недостатки:
В отличие от ИКТ, образовательные технологии специально создавались для решения педагогических проблем, проектируются на основе психолого-педагогических теорий, учитывают тем самым известные в настоящее время закономерности процесса обучения;
В то же время эффективность большинства из них существенно ограничена имеющимися техническими средствами обучения, не позволяющими индивидуализировать учебный процесс, вести обучение в интерактивном режиме;
Понятие образовательной технологии уже достаточно прочно утвердилось в отечественном образовании, многие учителя прошли курсы повышения квалификации в этой области; поэтому при овладении образовательной технологией, использующей возможности ИКТ, у них не будет психологического барьера неприятия нового, который неизбежно возникнет, если технология будет создаваться через наполнение ИКТ педагогическим содержанием.
Таким образом, решение проблемы создания образовательных технологий нового поколения видится на пути интеграции ряда существующих образовательных технологий и их модернизации на основе полноценного использования возможностей ИКТ.
Основные методологические достоинства интеграции педагогических и информационных технологий:
Предоставление учащимся и учителю необходимой информации в кратчайшее время и в удобном для восприятия виде, что обеспечивается доступом к информационным ресурсам посредством вычислительных сетей различных уровней;
Использование мультимедийных средств а) существенно повышает наглядность и доступность обучения; б) позволяет показывать объекты, не поддающиеся непосредственному наблюдению в учебной аудитории; в) активизирует мыслительную деятельность учащихся;
Формирование направленного восприятия информации за счет таких возможностей компьютера, как динамичность, и красочность изображения, сочетание наглядно-образной и символьно знаковой информации;
Повышение интенсивности учебных занятий за счет обеспечения автоматизированного сбора, обработки и доведения информации до участников учебного процесса;
Реализация принципа интерактивного обучения за счет использования электронных учебных материалов, допускающих а) их одновременное использование неограниченным числом обучаемых; б) их аналитическую обработку и своевременную коррекцию;
Активизация самостоятельной учебной деятельности учащихся в компьютерном классе.
Для решения проблемы возможно использование следующих алгоритмических технологий: программированного обучения, технологии полного усвоения, технологии модульного обучения, технологии учебных циклов, интегральной технологии, когнитивной технологии, технологии деятельностного подход и др.
Использование информационных технологий для компьютерной поддержки процессуальной части методики или технологии позволяет а) индивидуализировать самостоятельную работу учащихся по выполнению учебных заданий в любое удобное для них время; б) активизировать учебную деятельность учащихся, протекающую в интерактивном режиме; в) повысить эффективность использования учебного времени; г) представить текстовую и графическую информацию для самостоятельного изучения не только статически, но и динамике; д) осуществлять все виды контроля и самоконтроля усвоения знаний, умений и способов деятельности с последующей коррекцией; е) изменить характер труда учителя, частности, сократить его рутинные действия по контролю усвоения.
Можно часто услышать о том, что существует такая проблема, как интеграция в образовании. Это что такое? Как она влияет на нашу жизнь? Что в перспективе она может принести нам?
Общая информация
Интеграция в образовании - это не мода, а необходимость для подготовки качественных специалистов для любой сферы человеческой деятельности. Ещё Владимир Иванович Вернадский говорил о том, что рост количества и качества знаний будет способствовать стиранию границ между различными направлениями науки. И люди в последующем будут специализироваться на конкретных проблемах. Технология интеграции в образовании предусматривает объединение отдельных частей науки в целостный комплекс. Причем это не просто механическое соединение различных знаний, а применение подхода, при котором они являются взаимосвязанными, и при решении определённых проблем человек может действовать систематически. Понятие интеграции в образовании довольно расплывчато. Это связано с разнообразием видов. Так, интеграция может классифицироваться по направлениям, методам, способам, уровням и приёмам.
Зачем это нужно
Давайте сконцентрируемся на результате подобной политики. Интеграция в образовании - это механизм, который направлен на развитие творческого мышления у людей. Он направлен на то, чтобы ускорять интенсификацию, систематизировать и овладевать грамотой культуры. в образовании направлена не только на то, чтобы объединить различные направления науки и показать точки соприкосновения, но и на то, чтобы дать представление людям о том, что мир вокруг нас является целостным. Этому немало способствует и то, что подобный подход применяется и по отношению к различным дисциплинам. Таким образом, учащиеся обучаются видению всей окружающей среды как единого целого. Если отклониться от такого направления развития, то интеграция превращается в поверхностную констатацию наличия межпредметных связей.
Какие есть преимущества
Здесь большую роль играют виды интеграции в образовании. Так, если рассматривать на примере структуры, то следует отметить, что такая компоновка может быть только горизонтальной. То есть первоначально объединяется сходный материал нескольких учебных предметов. Потом он передаётся учителю, который и излагает информацию. При этом следует позаботиться о том, чтобы имеющиеся данные были предоставлены в различных условиях. Это позволит судить об эффективности используемой структуры. Вторым по важности эффектом после получения полноценного представления о современном мире является ускорение обучающего процесса. Это даёт значительный выигрыш во времени.
Структура
Можно выделить несколько ступеней интеграции, которые горизонтально объединяются в более крупные базисы. У различных авторов можно встретить небольшие различия, но предлагаем ознакомиться со следующим способом деления:
- Тематическая интеграция. В данном случае два или три учебных предмета занимаются тем, что раскрывают одну тему. Можно встретить альтернативное описание, которое утверждает, что это иллюстративно-описательный уровень. Но необходимо понимать, что это просто синонимические понятия.
- Проблемная интеграция. В этом случае понимают, что одной проблемой занимаются разные предметы.
- Концептуальная интеграция. В данном случае подразумевается, что рассмотрение ведётся несколькими предметами с применением всех их методов и средств.
- Теоретическая интеграция. В данном случае рассматривается взаимопроникновение разных теорий.
- Диалектическая интеграция. В этом случае понимается использование принципов и понятий, которые относятся к различным областям знаний. В качестве альтернативы можно встретить толкование предоставления мира как целостной картины.
Разнообразие
На практике всё не так легко, как в теории. Существуют различные науки, у которых разные предметы, они смотрят на мир с отличимых позиций и применяют множество средств. Поэтому интеграция в образовании - это нелегкое дело. Всем этим должны заниматься опытные люди. Также и предоставлять знания ученикам должны хорошие специалисты. И тут возникает главная проблема интеграции в образовании - нехватка необходимых кадров. Не стоит говорить того, что молодые поколения педагогов не всегда обладают достаточно высоким уровнем образования. Человек, который проводит интеграцию различных предметов, должен учитывать существующие противоречия. Пока что интеграция в профессиональном образовании не может похвастаться чем-то существенным. Но всё же несколько примеров привести можно.
Вот как можно соединить информационные технологии и искусство? В этом помогут уроки компьютерной графики! Наблюдается также подобная интеграция в специальном образовании. Задача учителя в данном случае - научить людей мыслить собственными категориями, чтобы они умели сопоставлять конкретные явления и обобщенные выводы. Немалую роль в этом играет умение взглянуть на что-то под необычным углом. Согласитесь, пример с компьютерной графикой был неожиданностью?
Результат
Давайте представим, что нами проводится интеграция в школьном образовании. Вот на такой результат мы можем быть нацелены:
- Знания должны быть системными.
- Развитие познавательных интересов.
- Формирование убеждения и развитие личности.
- Умение обобщать имеющуюся информацию.
Различные подходы
Существует несколько видений, как всё должно быть. Нами будет рассмотрено несколько вариантов организации интеграции в образовании. Причем внимание будет уделено как отечественным, так и зарубежным разработкам. Следует отметить, что видения динамически развивались и принимали разные формы и содержание. Поэтому они довольно сильно разнятся между собой. Интеграция в данном случае подразумевается как единство целей, содержания и принципов. Конечный результат этих изменений - это сформировать у людей новые целостные системы умений и знаний. Вопрос интеграции в образовании, кстати, был впервые поднят ещё во времена, когда из философии начали выделяться отдельные дисциплины. Благодаря дифференциации и возникла проблема объединения для получения знаний. Ведь при разделении на отдельные дисциплины нарушается естественная связь между явлениями и предметами. Вот это и решает интеграция в образовании.
Первая попытка
Впервые обосновать необходимость интеграции решился И.Ф. Гербарт. Им было выделено четыре уровня в обучении:
- Ясность.
- Ассоциация.
- Система.
- Метод.
Первые два уровня направлены на то, чтобы получать знания. Тогда как остальные должны установить связь между ними и открыть путь для получения новой информации. Необходимо, чтобы человек мог устанавливать взаимозависимость знаний и на основании имеющегося опыта получать новые данные.
Отечественные наработки
Нельзя обойти вниманием общественного деятеля и философа-гуманиста, который был в числе первых людей, что решили построить систему на основании объективных закономерностей в вопросах обучения и воспитания. Им предлагалось обогащение сознания человека и знакомство его с явлениями и предметами таким образом, чтобы он мог чувственно воспринимать мир. Это всё проработано в теории эволюции Коменского. Она отстаивает положение, согласно которому, скачки не свойственны человеку, и он развивается постепенно. Согласно Коменскому, перспективное образование - это то, в котором указываются взаимные связи всего в мире.
Также можно привести и наработки Нельзя не отметить роль этого человека в психолого-педагогическом обосновании дидактического значения связей между изучаемыми явлениями и предметами. Он поспособствовал существенному преобразованию организации в вопросах воспитания и обучения людей. С его наработками можно ознакомиться, прочитав книгу «Человек как предмет воспитания». В ней наличие межпредметных связей рассматривается как часть единой проблемы всей системы обучения. Там рассмотрены особенности приведения знаний в мировоззренческую систему по мере их накопления, связь между понятиями, действия и их результат, а также рекомендации относительно расширения и углубления познаний ученика. Всё это направлено на то, чтобы в конечном итоге сформировать мировоззренческую систему.
Реализация на практике
Нечто отдалённо похожее впервые было применено в Великобритании в начале 20-го века. Тогда были созданы специальные кооперативные курсы, задача которых сводилась к тому, чтобы интегрировать профессиональные знания и практическую деятельность. Первый опыт на территории России был получен в 20-х годах прошлого века. В отечественной педагогике большое внимание этому уделили такие ученые, как Н.В. Бунаков, В.Я. Стоюнин, Б.Г. Ананьев, В.И. Водовозов и много других. Именно на этот момент времени припадает формирование педагогики Советского Союза. Закладывались основы школы: осмысление системы и вместе со связями. Знания должны взаимно использоваться, следует устранить дублирующий материал, формировать целостную систему взглядов - всё это было заложено именно тогда. Прогрессивные взгляды педагогов были отражены в новом подходе относительно построения учебных программ и планов. Его важной составляющей являлось установление взаимосвязей жизни и школы. Благодаря широкому охвату, данному методу действия было дано имя комплексного подхода. Следует отметить ещё и значение для педагогики и 30-х и 50-х годов прошлого столетия. Но это уже выходит за рамки статьи, поэтому мы рассматривать это не будем.
Современный этап
Сейчас, как известно, очень любят реформировать образование, поэтому сказать, что оно является таковым же, как и в советский период, нельзя. Хотя вопросу интеграции всё же уделяется довольно большое внимание. Правда, это относится только к средним и высшим учебным заведениям. Так, по принятым стандартам достигается единство общего, профессионального и политехнического образования. Интеграционные подходы позволяют увязывать профессиональные и личностные устремления учащихся, чтобы помочь им в формировании и при подготовке специалистов. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что хотя современное положение дел и не является идеальным, оно всё же позволяет нам обеспечивать подготовку людей, готовых жить и трудиться в обществе и на его благо. Наиболее важным является создание целостной системы знаний и взглядов на мир, чтобы человек мог сам определять свои интересы, добиваться их реализации и при этом работать на благо общества. В этом и играет свою большую роль интеграция в образовании.
На сегодняшний день нет единого мнения о том, что такое интеграция, хотя сама эта идея существует давно.
Касаясь проблемы интегрированного обучения, В.И. Вернадский писал: «...рост научного знания в ХХ в. быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения».
Предлагаю путешествие в прошлое. Корни интегрированного урока уходят аж в 18 век.
«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» (Я.А. Каменский).
Комплексная система обучения с самого начала складывалась как альтернативная. Критикуя классно-урочную систему Коменского за разобщенность изучения обособленных учебных предметов и формально-логические связи между ними, ее основоположники предлагали объединить обучение вокруг интересующих ребенка процессов и явлений и связать с естественными жизненными ситуациями. Одним из первых эту проблему поставил еще Руссо. Его французские последователи Карпантье и Робен разработали несколько программ «интегрального воспитания» и обучения школьников, согласно которым центральное место в образовании отводилось ручному труду. Вокруг этой ремесленной работы постепенно выстраивались и все остальные «теоретические» занятия.
В Германии комплексной метод отстаивал один из основоположников экспериментальной психологии и дидактики Иоганн Фридрих Гербарт. Главным стержнем образования он считал географию, «науку ассоциирующего характера», вокруг которой естественно объединить математику, историю и естествознание. Последним, крупным немецким теоретиком, одобрявшим комплексный метод, был Рудольф Штайнер. Его «эпохи» стали своеобразными учебными формами глубокого погружения детей в культуру, науку или ремесло.
Огромное воздействие на формирование государственной системы образования в Бельгии оказал и ярый «комплексник» Жан Овид Декроли. Созданная им в 1907 году в Брюсселе «Школа для жизни, через жизнь» предусматривала организацию обучения вокруг «центров интереса ребенка». Одним словом, идеи комплексной, «интегрированной» педагогики имеют достаточно серьезное и славное зарубежное прошлое.
Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской коле для 6 летних детей. Это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.
Пропедевтический курс рассматривался К. Д. Ушинским как интегрированный. Он писал о том, что разнообразие предметов первоначального обучения возможно только при условии, чтобы в нем не было никаких отдельных предметов, а все сливалось в одно разумное воздействие взрослого лица, дающего пищу деятельности детей и направляющего всю эту разнообразную деятельность . Идея интеграции отдельных областей научного знания - русского языка и литературы, естествознания, истории - была заложена в “Детский мир”, который изначально предназначался в качестве книги для чтения в младших классах средней школы (гимназии и уездные училища). Отечественной истории в нем посвящены раздел “Первое знакомство с Родиной” в первой части и раздел “Из русской истории” - во второй . Исторические разделы “Детского мира” состоят из рассказов, дающих отдельные сведения из политической истории, истории культуры Российского государства, изложенных в хронологическом порядке. К. Д. Ушинский начал переработку “Детского мира” для начальной школы, но работа не была закончена. Развивая идею интегрированного обучения в начальной школе, К. Д. Ушинский писал, что при слиянии различных предметов в один пропедевтический курс не должна быть утеряна индивидуальность отдельных наук, что обучение такому курсу может осуществлять один педагог, а не учителя-предметники.
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира.
Термин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе и в практике преподавания.
Развитие любой науки, и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием ее терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике время от времени появляются новые слова-названия типа методист-исследователь, новатор, оптимизация обучения и т.д. Последняя новация такого рода, получившая распространение в 90-е годы, - это интеграция учебных предметов. Что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения. интегральный обучение воспитание урок
На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что латинское слово «интеграцио» - восстановление, восполнение, «интегр» -целый принято к употреблению в двух значениях: 1) объединение в целом каких-либо частей, элементов и 2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем. Первое значение признается книжным, второе - экономическим, т.е. терминологическим для данного рода наук. Такое же наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина «интеграция» и в методике, т.е. науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью.
Интегрированные уроки занимают все более прочное место в учебно-воспитательном процессе. Они приносят в школу дух творчества, возвращают детям радость учения, веру в себя и в жизнь. Раскроем факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков.
Прежде всего выясним, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков - близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.
Уроки обучения грамоте, внеклассное чтение, математика - изначально интегрированные курсы. Изначально интегрированный курс - природоведение.
Кроме названных следует выделить возможное сочетание таких предметов, как чтение-природоведение, чтение-ИЗО, чтение-музыка и т.д. Для более системного подхода к работе над интеграцией учебного процесса необходимо пересмотреть программы. Оказывается, сочетания предметов возможны самые неожиданные: литература и биология; русский язык, математика и музыка; математика и физкультура; физика и литература. Так учителя русского языка, музыки и начальных классов провели урок «Сказки и речевой этикет».
Любой урок - интегрированный. Голого разрозненного знания просто не бывает. К примеру, о воде мы говорим на уроках биологии, химии, географии, физики, знание должно быть цельным, и получится интегрированный урок (такие уроки провели учителя в начальной школе: «Круговорот воды в природе», где не только объединились такие предметы как природоведение и чтение, но и ИЗО, и музыка, и в 8 классе урок химии с биологией «Самое необыкновенное вещество в мире»).
Надо искать «точки соприкосновения» различных знаний, интересов, способностей. И тогда дети «откроют» для себя необъятный океан науки и будут черпать знания, и будут наконец-то видеть эту науку на каждом шагу. Все мы знаем, что часто дети очень любят биологию, но достаточно «прохладно» относятся к физике. Как биологов заинтересовать, а затем научить электричеству? Может, через «Электричество в живых организмах?». А затем проведены уроки «Живые приборы», «Локация в природе и технике», «Глаз и солнце».
Когда в 1960-е гг. человечество начало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем возник вопрос: «Сколько времени у нас осталось?» Ответом было: 30-35 лет. Прогноз был недалек от истины, т.к. на лицо - потепление климата, «озоновые дыры», повсеместное присутствие токсичных химических веществ и др. Особенностью современной экологической ситуации является глобальный характер экологических проблем, поэтому необходима интеграция естественно-научных, технических, гуманитарных и других знаний.
Пришло время действия учителя, т.к. он призван формировать новую культуру.
Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.
Практика работы учителей начальных классов свидетельствует о том, что они осознают важность этой проблемы, прикладывают много усилий для ее решения, но при этом испытывают немалые трудности в работе по формированию экологической культуры своих воспитанников. Основные принципы такого положения в том, что учителя не имеют четкой программы непрерывного экологического образования, определяющей систему работы.
В трудах ученых межпредметные связи рассматриваются как принцип экологического образования. Их руководящая роль обусловливается триединством основных частей реального мира: «природа - общество - человек», т.е. идеями интегрального характера о материальном единстве мира, целостности природы, естественнонаучными и социальными закономерностями, определяющими природопользовательную и природоохранительную деятельность человека.
Междисциплинарный подход в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.
В Российской педагогике еще на рубеже 19-20 веков была выдвинута идея создания интегрированного курса по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природным окружением. В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «окружающий мир». Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана на современном этапе важным средством формирования ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности. Межпредметные связи также создают условия для достижения единого воспитательного результата - формирования таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить емкость учебного содержания.
Интегрированные уроки трудового обучения и изобразительного искусства способствуют проявлению творческого интереса учащихся к работе, прочному усвоению знаний, активизации их мыслительной деятельности, формированию эстетического вкуса и нравственных качеств.
На таких уроках используются как индивидуальная работа, так и коллективное творчество, вводятся игровые моменты, осуществляется связь с музыкой, литературой, историей. Все задания носят ярко выраженный творческий характер. Таким был интегрированный урок, проведенный в1-ом классе (мною) «Осение дары» (природоведение и художественный труд, музыка).
И все-таки интегрированный урок - вещь в школе неожиданная. Очень сложно проводить его и при этом сохранять стандарты по предмету. Даже, исходя из расписания, очень сложно соединить, историю, музыку и, предположим, литературу. Должна быть система в проведении таких уроков, иначе это будет погоня за формой, лишь способ вызвать интерес у школьников, и хотя это не плохо, но этого мало.
Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во первых, урок должен дать ребенку самые различные знания, во вторых, учитель должен должен повысить познавательный интерес школьников, в третьих, учитель должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец дети должны проявлять творческие способности, ум.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
Интеграция в обучении - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.
Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.
В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.
В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в синтезе разных учебных предметов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью всех школьных дисциплин.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
- внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных предметов;
- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
- транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Главными идеями интегративного обучения являются:
- личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
- формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
- приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
- системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
- проблемность обучения;
- рефлексия деятельности;
- -диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).
Цель интегративного образования: формирование целостного видения мира. Внутри интегративного образования можно выделить отдельные технологии:
- интеграцию;
- проектные технологии;
- технологии образования в глобальном информационном сообществе;
- преподавание крупных систематических учебных курсов на основе Интернета.
При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:
- объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;
- из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;
- устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;
- части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
- требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке.
Процесс интеграции требует выполнения определённых условий: объекты исследования совпадают, либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
Например, в процессе обучения информатике младших школьников целесообразно организовывать связи между такими предметными областями как русский язык, математика и другие.
Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Проанализируем положительные и отрицательные стороны интеграции.
- Позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения.
- Создает оптимальные условия для развития мышления, развивая логичность, гибкость, критичность.
- Способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся. Уменьшается многопредметность, расширяются и углубляются межпредметные связи, появляется возможность получить больший объём знаний.
- Является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества.
Интегрированный подход требует от учителя повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования.
К отрицательным сторонам можно отнести: увеличение плотности урока, отсутствие детализации, в отдельных случаях, большие временные затраты при подготовке к уроку.
Перечислив положительные и отрицательные аспекты интегрированного обучения можно сделать вывод: несмотря на то, что помимо интеграции существуют другие технологии, позволяющие нашим детям получить образование, совместимое с реальной жизнью. Преимущество интеграции в обучении - это создание предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере. Система образования реализует и предъявляет все большие требования к человеку, а в соответствии с этим, и к качеству образования, и задачей учителя является стремление все к большему повышению качества преподавания урока, качества предоставляемых знаний и связи с другими предметами за счет интегрированного обучения.
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371. 322. 39
Л. И. Гриценко
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье описана сущность интегративного обучения как конструктивный синтез противоположных оппозиций. Методологической основой данного обучения является интеграция, функцией которой выступает диалектическое разрешение противоречий между оппозициями, на основе чего обеспечивается творческое развитие образовательного процесса и каждого его участника. Сформулированы основные положения интегративного обучения, раскрыто их содержание.
Ключевые слова: интеграция, интегративное образование, целостный человек, конструктивный синтез, герменевтика, технология образовательного процесса.
The subject matter of integrative education as an opposition constructible synthesis is exposed in the article. Integration which function is a dialectical conflict resolution between oppositions is a methodological foundation of integrative education. Educational process and its participant’s creative development are provided on this basis. The essential theses of integrative education are formulated, its content is exposed.
Key words: integration, integrative education, holistic man, constructible synthesis, hermeneutics, technology of educational process.
В современном российском обществе педагогика имеет полипара-дигмальный характер. Это относится не только к теории, но и к образовательной практике, и означает, что она может строиться на основе нескольких имеющих принципиальные отличия методологий, вплоть до противоположных. Такая методологическая установка обусловила появление вариативного образования. В отличие от альтернативного, вариативное образование не заменяет принятые образовательные нормы антинормами, но помогает личности ориентироваться в постоянно меняющемся мире путем вырабатывания умений разрешать различного рода ситуации, в том числе и ситуации неопределенности. Важную роль в реализации вариативного образования в контексте культурно-исторической педагогики развития играет переход от отдельных альтернативных научных педагогических школ к системе вариативных инновационных технологий. Ориентиры, заложенные в доктрине открытого вариативного образования, определяют направления разработки научных основ его реализации. Принципиальное значение при этом имеет опора на интег-
ративный подход, выявление сущности интегративного образования, так как «смешение» форм, технологий и других средств обучения требует научного обоснования условий их интеграции в образовательном процессе, дающем возможность каждой личности развиваться в соответствии со своими особенностями и приобрести опыт решения разнообразных научных, практических, жизненных ситуаций.
Понятие интеграции в педагогике сегодня употребляется широко и чаще всего понимается как суммирование знаний из различных предметов. Например, интегрированные уроки или спецкурсы освещают одну тему с помощью разных наук. В таких случаях интеграция отождествляется с межпредметными связями, функция которых заключается в создании объемной картины изучаемого феномена и углублении понимания тех или иных явлений. Однако это слишком узкая трактовка интеграции, не отражающая ее специфики. Интеграция предполагает не простое объединение (дополнение) элементов обучения (знаний, методов и т. д.), но преодоление таких противоречий, которые невозможно разрешить средствами одного предмета (области). Говоря об интеграции как научной категории педагогики, можно интерпретировать ее двояко:
Как принцип развития педагогической теории и практики;
Как процесс установления связей между объектами и создания новой целостной системы .
Интегративное обучение есть реализация подхода, который представляет собой разработку методов деятельности, конструирование сложных развивающихся объектов и процесса их исследования на основе объединения различных свойств, моделей, концепций (принцип интеграции). Объектом конструирования и исследования выступает обучение, рассматриваемое как система и процесс установления интегративных связей. Таким образом, интегративный подход включает интеграцию как принцип конструирования системы обучения и как процесс установления связей между элементами системы. При этом выявляется специфическая методологическая функция интеграции в обучении (по сравнению с межпредметными связями), а именно создание качественно нового продукта (идеи, смысла, элемента и т. д.) на основе разрешения противоречий. Это значит, что процесс интегративного обучения осуществляется в режиме постоянного творческого саморазвития, выработки инновационных педагогических средств конструирования целостного педагогического процесса. Что же обеспечивает творческое (качественно новое) саморазвитие такого процесса?
Природосообразный закон творческого саморазвития - это закон единства и борьбы противоположностей. Сущностный смысл интеграции заклю-
чается не в простом суммировании, а в разрешении противоречий, преодолении проблем. Поэтому педагогический процесс в интегративном обучении обладает интегративной диалектической целостностью, которая заключается в постоянном конструктивном, ведущем к качественно новому результату синтезе противоположных оппозиций различного уровня и вида. В силу этого и происходит непрерывное творческое совершенствование целостного педагогического процесса. Еще П. Капица подчеркивал значение взаимодействия противоположностей для развития: «Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, эта наука идет по пути к кладбищу, она идет хоронить себя».
Следовательно, непременным атрибутом интегративного обучения является решение проблем (содержательно-предметных, методических, организационных и т. д.), так как в любой проблеме заложено противоречие. Поэтому интегративное обучение обеспечивает развивающий эффект как по отношению к педагогическому процессу, так и по отношению к каждой личности (педагога и учащегося). Можно утверждать, что интегративное, личностно-развивающее обучение предполагает системный, осознанный конструктивный синтез элементов обучения, лежащих в русле различных, в том числе противоположных, теорий и концепций. Осуществляя процесс педагогической интеграции в обучении, следует определить объект, обозначить цель, т. е. конечный результат, и найти форму реализации (табл. 1).
Таблица 1
Составляющие процесса педагогической интеграции
Объекты интеграции Цели (результаты) интеграции Формы реализации интеграции
Методика: приемы, методы, технологии и т. д. Новый прием, видоизмененный метод, индивидуальная технология, установление соотношения репродукции и творчества Интегрированные уроки, практикумы, различные виды игр, проекты
Организация деятельности: формы учебной работы, характер познавательной деятельности, степень управления Организационные формы работы, установление соотношения упорядоченности и неопределенности Образовательные ситуации различных типов
Механизмами педагогической интеграции служат сравнительный анализ, конструктивный синтез, обобщение и систематизация. Это значит, что в результате этих операций происходит перекодирование известного в новых сочетаниях, как если бы осколки разбитого сосуда склеивались по-новому, вследствие чего выявляются новые свойства, новые смыслы.
Актуальность интегративного обучения определяется тем, что глобальные проблемы современности (экологическая, энергетическая, социально-экономическая, национально-эпическая и т. д.) сегодня оказывают интегрирующее влияние на человечество, осознающее взаимосвязь, взаимозависимость, общность судеб, природных и социальных процессов. Понимание необходимости сотрудничества в решении общих проблем современности приводит к интернационализации жизни человечества. В связи с этим коренным образом меняется картина мира, общая ориентация человека, возникает потребность формирования такого способа миропонимания, в котором мир предстает как единство, состоящее из взаимосвязанных частей, как интегрированная целостность.
Интегративно-целостное миропонимание выдвигает необходимость воспитания целостного человека, становящуюся целью современного образования. Следует помнить, что сущность и характер научно-обоснованного обучения всегда зависят от его цели. Трактовка понятия «целостный человек» в психологии имеет много вариантов. Представляется верным подход А. Маслоу, который важнейшей характеристикой такого человека считает интегрированность. Именно это свойство, по мнению ученого, обеспечивает творческие способности личности. Творческие люди в любой области (художник, теоретик, изобретатель, родитель и др.), полагает А. Маслоу, являются «интеграторами», так как им дано «соединять воедино разные и даже противоположные элементы... Насколько творчество является синтезирующим, конструктивным. отчасти зависит от внутренней интеграции личности» . Обучение, которое готовит целостного человека, способного к интеграции противоположностей, должно предлагать обучающимся возможность приобретения опыта интегративной деятельности. Интегративное обучение можно назвать природосообразным целостной сущности человека. Еще А. С. Макаренко писал: «.мы должны. научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом <.> педагогам. нужно главное внимание направлять на создание синтетической педагогики» .
В настоящее время наблюдается тенденция к функционализации человека. В определенных ситуациях она необходима, но может привес-
ти к распаду личности, если не будет сочетаться с установкой на развитие ее целостности. Интеграция является стратегией обучения, которая сохраняет цельность человека, его гармонию с природой, людьми, самим собой.
Интегративное обучение предполагает реализацию трех основных положений, отражающих три стороны учебного процесса: содержание, методику (процессуальную сторону) и организационный аспект. Рассмотрим их подробнее.
Обоснованием рассматриваемого положения является, прежде всего, тенденция сближения естественной и гуманитарной культур в современном обществе. Противостояние этих культур, отражающееся в предметной направленности обучения в ущерб его смыслообразующей составляющей, не соответствует потребности общества в целостном человеке.
Посредством интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний оказывается возможным сочетание двух взаимодополнительных способов восприятия мира - через образ и через число, т. е. объединение эмоционально-гуманитарного, личностно-смыслового и рационально-структурного, знаково-логического постижения мира. Тем самым обеспечивается конструктивный (результативный) диалог естественнонаучной и гуманитарной культур. Это создает благоприятные условия для формирования обобщенного знания, становится основой для понимания целостности и единства мира.
Кроме того, необходимость синтеза гуманитарных и естественных наук определяется изменившимся характером научного познания. Научное познание всегда осуществляется во взаимодействии процессов дифференциации и интеграции, которые объективно соединены с материальным единством мира и, отражая две стороны процесса развития, образуют диалектическое единство. Сегодня приходит осознание того, что абсолютная дифференциация содержания учебных предметов не отражает особенностей современного развития общества и науки. Со второй половины XX в. процессы интеграции в общественном развитии принимают всеобъемлющий характер, и главными принципами современного научного познания становятся интеграция и системный подход. Лишь на основе интеграции частных наук и результатов исследований специалистов разных областей знания возможно системное решение многих проблем.
II. Современная методика обучения нуждается в интеграции концепций, технологий, методов, приемов обучения, лежащих в русле различных, в том числе противоположных, подходов. Достаточно долго усилия исследователей в педагогике шли по пути поиска самой «лучшей» универсальной теории, метода (метод коллективного обучения, метод проектов, индивидуальная работа и т. д.). Но разнообразие человеческой индивидуальности, условий обучения, его целей настолько велико, что невозможно с помощью одной технологии, одного метода эффективно решать различные педагогические задачи. Сегодня все чаще тезис об универсальной ценности единственной теории заменяется тезисом о множественности образовательных парадигм, концепций, неравнозначных и неравноценных, но имеющих право на существование в едином образовательном пространстве. Идея синтеза концепций в педагогике высказывается рядом ученых (В. И. Загвязинский, В. Т. Фоменко и др.). Практическая реализация этой идеи была с успехом осуществлена А. С. Макаренко. Он писал: «Моя педагогическая вера: педагогика - вещь прежде всего диалектическая. Не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным» .
Актуальность и правомерность идеи интеграции элементов различных концепций в обучении находит обоснование в особенностях методологии современной науки, развитие которой связывается не только с накоплением все новых знаний, но и с другим способом их усвоения и применения. И овладение знаниями, и их использование сегодня невозможны без их системного синтеза. Системный стиль современного научного мышления - новый этап в развитии науки, переход к целостному видению мира во всей его многомерности. Системный способ мышления выступает интегратором разнообразных методологий, способов и методов познавательной деятельности в единый системный процесс междисциплинарного исследования. Как отмечает И. Б. Новак, ранее при смене стилевых установок имело место их противопоставление друг другу, их альтернативность, что характерно для антиномического мышления, выражающего свой подход формулой «или - или». Одно исключает другое. Системное мышление ориентировано на другую формулу: «и - и» - как то, так и другое. Формула «и - и» выражает не эклектику, а диалектику бытия вещей. Системно-интегративный стиль мышления рассматривает другие стили не как взаимоисключающие, а как дополняющие друг друга, как объединенные в новой диалектической методо-
логии. Системное мышление - конкретное выражение диалектического метода в науке .
Можно выделить три главных дихотомии в применении технологий и методов обучения (являющихся элементами различных концепций), которые могут быть разрешены с помощью интеграции.
Первая из них - противопоставление технологий коллективного (работа в парах и группах) и индивидуального обучения (учащийся самостоятельно выполняет какие-либо задания, работая по своей программе). Интегративное обучение разрешает противоречие названных технологий через формулу «и - и», включая в обучение и то, и другое. Их удельный вес в логике развития обучающего процесса может быть одинаковым, а в конкретных педагогических ситуациях может оказаться приоритетной какая-либо одна из них. Синтез технологий коллективного и индивидуального обучения позволяет осуществлять в единстве развитие индивидуальности каждого учащегося и его социализацию, т. е. формирование личностных качеств.
Вторая «вечная» проблема в использовании методов и технологий -это противоречие между репродуктивными и творческо-исследовательскими методами. В качестве репродуктивных методов могут выступать такие, как объяснение, иллюстрация, демонстрация, упражнение, решение задач по алгоритму, проверочная беседа, выполнение практических работ по инструкции и т. д. К творческим методам относятся проблемное изложение, эвристическая беседа, ролевые и деловые игры, методы проектов, рефлексивного анализа, «мозгового штурма», исследовательский метод и т. д. В интегративном обучении осуществляется их системный синтез. Это значит, что, объясняя какую-либо целостную законченную тему, педагог должен продумать систему сочетания репродуктивной и творческой деятельности учащихся. В каждой конкретной теме удельный вес и место тех или иных методов определяется в зависимости, по крайней мере, от двух факторов: от того, какие функции выполняют те и другие методы, а также от педагогической ситуации (т. е. цели данного этапа, особенностей учащихся и т. д.) (табл. 2).
Таким образом, педагог планирует применение тех или иных методов при изучении темы, учитывая основные функции методов и особенности педагогических ситуаций.
Третья дилемма в области методов и технологий - это соотношение способов обучения, отражающих логико-рациональную и образно-эмоциональную стороны познания.
Как правило, в школе преобладают методы и технологии, актуализирующие рационально-гносеологический потенциал обучения: рассказ, лекция, упражнения, решение задач, работа с книгой и т. д.
Таблица 2
Выбор методов обучения
Факторы обучения, определяющие выбор метода Виды методов
репродуктивные творческие
Функции методов Усвоение образцов логического мышления Отработка типовых умений и навыков Усвоение знаний, которые нельзя «открыть» (факты, даты, цифры и т. д.) Возможность за короткий промежуток времени усвоить большой объем информации (при необходимости) Преодоление отчужденности знаний для учащихся, выработка механизмов смыслооб-разования Формирование опыта творческой деятельности Развитие эмоционально-ценностной сферы
Особенности педагогических ситуаций Цель - ознакомление учащихся с материалом, который не является опорой для дальнейшего обучения Материал рядопо-ложный, отдельные элементы не связаны друг с другом Учащиеся не имеют базовых знаний, умений, предусмотренных учебными программами для соответствующего этапа обучения Цель - изучение сущности явлений, процессов, закономерностей, способов действия, т. е. материала, без овладения которым невозможно продвижение в обучении Материал имеет иерархическую структуру, т. е. существуют главные и второстепенные элементы, находящиеся в той или иной зависимости Учащиеся освоили опорные знания, умения, позволяющие им осознанно участвовать в исследовательской работе
В русле таких методов учащиеся выполняют задания, требующие вербальной памяти, логических рассуждений, структурирования, составления схем, моделей и т. д., т. е. осуществляют в основном рациональноинтеллектуальную деятельность. В процессе такой деятельности культиви-
руется обращенность к рассудку, мышлению, происходит следование объективным законам, причинно-следственным связям. Таким образом, формируется модель мира, которую можно достаточно точно выражать в словах или других условных знаках. При этом за рамками целенаправленного обучения очень часто остается творческая составляющая развития личности, так как ядром творческой активности служит интуиция, проявление которой обусловлено не только (и не столько) логическими процессами, сколько личностным опытом и нелогическими элементами (эмоциями, отношением, направленностью и т. д.).
Таким образом, для целостного развития личности недостаточно применения научно-теоретического, рационального познания; необходимо задействовать и другой способ познания - эмоционально-образный.
Реализация современных функций обучения (развивающей, образовательной, воспитательной, культурологической) вызывает необходимость интеграции в обучении рационально-интеллектуальных и герменевтических методов, основанных на вчувствовании, вживании в исследуемый предмет, его образном представлении .
В качестве герменевтических методов можно назвать следующие: метод изучения биографий, метод интроспекции (обращение к субъективному опыту), научно-художественный анализ текстов и ситуаций, метод педагогической живописи (создание картин на основе научных понятий), использование цвета, музыки, стихов, пословиц, метафор для интерпретации научных феноменов и т. д.
III. Организация деятельности в обучении на основе единства упорядочения и спонтанности, регламентирования и неопределенности, порядка и хаоса.
Деятельность учащихся в предметоцентристской системе планируется в четкой временной и логической последовательности этапов обучения и их содержания. Регламентированность помогает решить ряд важных задач, таких как своевременное изучение программного учебного материала (что создает организационную четкость построения образовательного процесса в школе), экономия времени при овладении предметными знаниями, диагностичное формирование целей, обеспечивающее технологичность и результативность обучения, эффективность формирования умений и навыков алгоритмических действий, исполнительская дисциплина и т. д.
В контексте личностно-развивающего обучения деятельность организуется в системе неопределенности. В такой «спонтанности» формируются личностные качества, которые не могут быть сформированы в жесткой запланированной работе. Свободная активность учащихся на заня-
тиях развивает инициативу и ответственность, способность делать самостоятельный выбор, умения прогнозирования и рефлексии, общения и конструктивного сотрудничества с другими, организаторские навыки, стремление находить личностный смысл, видеть и решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы и т. д.
Перечисленные задачи вызывают необходимость организации интегративного обучения, в котором осуществляется синтез регламентированной и «спонтанной» деятельности школьников.
Современная школа должна готовить личность, способную к грамотному выбору решений в ситуации проблемности, т. е. очень быстрого изменения обстоятельств, появления новых факторов, неоднозначности развития. Процесс выбора включает множество условий его осуществления: осознание свободы как ответственности, понимание множественности подходов, видение альтернативности выполнения деятельности, «схватывание» целостности ситуации, прогнозирование последствий и т. д. Названные условия создавать в ходе обучения действовать в системе неопределенности, предполагающей интеграцию «хаоса» и порядка. Этот синтез противоположных по своей сути видов деятельности должен осуществляться на основе постоянной гармонизации и педагогической целесообразности, которая определяется конкретными условиями педагогической ситуации.
Литература
1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 2004.
2. Закирова А. Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания. Педагогика. 2004. № 1.
3. Маслоу А. Психология Бытия. М., 1997.
4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983-1986. Т. 8. С. 13-14.
5. Формирование системного мышления в обучении. М., 2002.