Предложения с damit примеры. Выражение цели в немецком языке
В сложноподчиненных предложениях используются подчинительные союзы для привязки придаточных предложений к главному. Придаточные предложения, как правило, выполняют функции второстепенных членов – определений, дополнений, обстоятельств. Союзы используются для соединения с главным придаточных предложений в роли дополнений и обстоятельств; определительные придаточные привязываются к главному при помощи относительных наречий и местоимений. Подчинительные союзы оказывают особое влияние на порядок слов в придаточном (зависимом от главного) предложении. Их использование диктует строго определенный порядок слов в придаточном, который выглядит следующим образом: «подчинительный союз + подлежащее + (дополнения, обстоятельства) + сказуемое: неспрягаемая часть + сказуемое: спрягаемая часть (последнее место), например:
- Während (союз) ich (подлежащее) das Material (дополнение 1) für meinen Bericht (дополнение 2) durchsah (сказуемое) , erinnerte ich mich an ein ganz wichtiges Detail. – В то время как я просматривал материал для своего доклада, я вспомнил одну очень важную деталь.
Подчинительные союзы в немецком языке
Русский союз | Немецкий союз | Пример |
||
ВРЕМЕННЫЕ 1. Одновременные (параллельные) действия в главном и придаточном |
||||
«когда = однажды» | «als» | Als es zu regnen begann, waren wir schon vor dem Theater. – Когда начался дождь, мы уже были перед театром. | ||
«когда = много раз» | «wenn» | Wenn wir auf dem Lande sind, grillen wir oft Schweinefleisch. – Когда мы бываем за городом, мы часто готовим на гриле свинину. | ||
«в то время как» | « » | An diesem Tag hat sie gefrühstückt, indem sie frische Zeitungen gelesen hat. – В этот день она завтракала, читая свежие газеты. | ||
«в то время как» | «indessen» | Ich schäle Kartoffeln, indessen meine Freundin Gurken schneidet. — Я чищу картошку, в то время как моя подруга нарезает огурцы. | ||
«пока» | «solange» | Solange du Fieber hast, darfst du nicht aufstehen. – Пока у тебя будет сохраняться температура, тебе вставать нельзя. | ||
«когда = всякий раз» | «sooft» | Sooft ich in unserer Kantine esse, fühle ich mich danach nicht wohl. – Когда я ем в нашей столовой, всегда чувствую себя нехорошо после этого. | ||
«когда = в то время как» | «während» | Während wir bei unseren Bekannten in Köln waren, gingen wir oft in den Dom. – Когда (в то время как) мы были у наших знакомых в Кёльне, мы часто ходили в собор. | ||
2. Предшествование действию главного предложения |
||||
«когда = после того как» | «als» | Als Marta ihrer Schwester die Geschichte erzählt hatte, begann sie zu weinen. – После того как Марта рассказала эту историю сестре, она начала плакать. | ||
«после того как» | «nachdem» | Nachdem ihr Fuss geröntgt worden war, entschied der Arzt, ihn einzugipsen. – После того как ей сделали рентген стопы, врач решил наложить на нее гипс. | ||
«с тех пор как» | «seitdem» | Seitdem sie nach Österreich gefahren ist, hören wir nichts von ihr. – С тех пор как она уехала в Австрию, мы ничего не слышали о ней. | ||
«как только» | «sobald» | Sobald ich den nächsten Chemieunterricht habe, frage ich meinen Lehrer danach. – Как только у меня будет следующий урок по химии, я спрошу об этом своего учителя. | ||
3. Следование за действием главного предложения |
||||
«прежде чем» | «bevor» | Bevor ich dir das nächste Buch gebe, musst du dieses bis zum Ende gelesen haben. | ||
«до тех пор пока» | «bis» | Du darfst deinen Mund nicht öffnen, bis ich winke. – Тебе нельзя открывать рот, пока я не кивну (не дам знак). | ||
«прежде чем» | «ehe» | Ehe du in den Flughafen gekommen bist, ist er schon abgeflogen. – Прежде чем ты прибыл в аэропорт, он уже улетел. | ||
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
||||
«чем, как – als», «как – wie», «словно, как будто — als ob», «словно, как если бы — als wenn», «словно — wie wenn, «чтобы — als dass», «чем… тем — je… desto», «чем… тем – je… je» | Er sah so aus, als ob er die Nacht nicht im Bett, sondern am Computer verbracht hatte. – Он выглядел так, как будто бы провел ночь не в постели, а за компьютером. | |||
ПРИЧИННЫЕ |
||||
«потому что — da», «поскольку, так как — weil» | Unsere Familie hat diese Wohnung gemietet, weil sie in der Nähe von meinem Büro ist. – Наша семья сняла эту квартиру, поскольку она расположена вблизи моего офиса. | |||
СЛЕДСТВЕННЫЕ |
||||
«чтобы — als dass», «так что (вследствие чего) — so dass = sodass» | Jetzt ist es schon sehr dunkel, als dass wir noch spazieren gehen könnten. — Сейчас уже очень темно, чтобы можно было бы пойти погулять. | |||
ЦЕЛЕВЫЕ |
||||
«(с тем) чтобы, для того чтобы — damit», «чтобы — dass» | Ich habe ihm einige Bücher mitgegeben, damit er sie in Ruhe liest. — Я дал ему несколько книг с собой, чтобы он их спокойно почитал. | |||
УСЛОВИЯ |
||||
«если — wenn», «(в случае) если — falls», «(в случае) если — im Falle dass» | Falls er nach St.Petersburg kommt, kann er wieder bei uns übernachten. – Если он приедет в Петербург, он может снова переночевать у нас. | |||
УСТУПИТЕЛЬНЫЕ |
||||
«хотя — obwohl», «несмотря на то, что — obzwar», «хотя — obgleich», «хотя — obschon», «хотя, даже если — wenngleich», «хотя и — wenn auch», «несмотря на то, что – trotzdem» | Bettina fährt mit ihrem Auto nach Hause, obwohl sie heute sehr viel Martini getrunken hat. – Беттина едет домой на своей машине, хотя она выпила сегодня очень много мартини. | |||
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ |
||||
«насколько»: «(in)sofern», «(in)wiefern», «(in)soweit», «(in)wieweit», «soviel» | Soweit es uns bekannt ist, wohnt er allein. — Насколько нам известно, он проживает один. | |||
МОДАЛЬНЫЕ (ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ) |
||||
«так как, тем что, потому что — |
indem»Ihr könnt euren Planeten retten, indem ihr der Umwelt helft. – Вы можете спасти свою планету, помогая окружающей среде.
«без того чтобы, так что… не — ohne dass»Er verliess den Zuschauerraum, ohne dass er jemanden störte. – Он покинул зрительный зал, никому не мешая.«тем что – dadurch dass»Er stört mich dadurch, dass er ständig pfeift. – Он мешает мне тем, что все время свистит.
Чтобы обозначается в немецком языке двояко. Сравните:
Er geht nach Deutschland, um Deutsch zu lernen. – Он едет в Германию, чтобы учить немецкий.
Ich schenke ihm ein deutsches Buch, damit er deutsche Literatur im Original liest. – Я дарю ему немецкую книгу, чтобы он читал немецкую литературу в подлиннике.
Во втором случае у нас два предложения, второе из них – придаточное предложение с вводным словом damit (чтобы). В первом случае – одно простое предложение, потому что там только один деятель (одно подлежащее): Он едет учить немецкий. Здесь специальный инфинитивный (глагол стоит в неопределенной форме) оборот со словом um (чтобы). А zu ставится, как вы помните, перед вторым глаголом в предложении.
Итак, если деятель один, если он едет и он же будет учить – тогда um , а если два деятеля, если дарю я , чтобы читал он – тогда damit .
Впрочем, damit имеет право быть употребленным в любом случае:
Wir beeilten uns, um den Zug nicht zu verpassen. – Мы спешили, чтобы не опоздать на поезд.
Wir beeilten uns, damit wir den Zug nicht verpassten. – Мы спешили, чтобы мы не опоздали на поезд.
А um возможно лишь тогда, когда деятель – один.
Исключение составляют предложения с глаголами schicken, senden (посылать) – в них возможно um даже тогда, когда деятели разные:
Ich habe die Kinder zum Bäcker geschickt, um Brötchen zu holen. – Я послала детей к пекарю, чтобы принести булочки (за булочками).
Есть еще два инфинитивных оборота, аналогичных обороту с um – со словом ohne (без, без того чтобы) и со словом (an)statt (вместо того, чтобы) :
Er geht nach Deutschland, ohne die Sprache zu lernen. – Он едет в Германию, не уча (дословно: без того чтобы учить) язык.
Klaus ist in die Berge gefahren, (an)statt sich um seine Arbeit zu kümmern. – Клаус поехал в горы, не заботясь (вместо того, чтобы позаботиться) о работе.
Здесь тоже одно подлежащее (один деятель). При появлении второго деятеля эти обороты превращаются в придаточные предложения, добавляя dass. Поскольку речь при этом идет об ирреальном, не осуществившемся действии, то возможно использование Konjunktiv 2 :
ohne dass sein Studium beendet war/wäre .
Er musste aus dem Ausland zurückkehren, anstatt dass seine Eltern ihn zu Ende studieren ließen . – Он должен был вернуться из-за границы, вместо того, чтобы его родители дали ему возможность закончить учебу.
Ohne dass ich was gesagt hätte , fing sie an zu weinen. – (Хотя) я ничего не сказал, она начала плакать.
Заметьте себе также инфинитивный оборот с als :
Der Junge hat nichts / etwas anderes im Kopf, als mit dem Motorrad herum zu fahren. – Парень не имеет ничего другого /кое-что другое в голове, кроме как (дословно: чем) разъезжать вокруг на мотоцикле.
А что же он должен на самом деле делать? На это тоже можно указать при помощи als , как и на то, что не должен:
Er tut alles andere , als sich auf die Prüfung vorzu bereiten. – Он вовсе не готовится к экзамену (дословно: он делает всё другое, чем готовиться к экзамену).
Попробуйте сами:
Составьте предложения с damit или с um … zu :
Ich will meine eigene Firma gründen. Ich arbeite selbständig. – Я хочу основать свою собственную фирму. Я работаю самостоятельно.
Ich mache meinen Sohn zum Vertreter unserer Firma in China. Er arbeitet selbständig. – Я сделаю моего сына представителем нашей фирмы в Китае. …
Er bucht für seine Frau eine Reise in die Berge. Sie fährt Ski. – Он заказывает для своей жены путешествие в горы. Она катается на лыжах.
Wir reisen in die Berge. Wir fahren Ski. – Мы едем в горы. …
Ich wecke meine Tochter um sechs Uhr. Sie kommt rechtzeitig in die Schule. – Я бужу мою дочь в шесть часов. Она вовремя приходит в школу.
Ich stehe um sechs Uhr auf. Ich komme rechtzeitig zur Arbeit. – Я встаю в шесть часов. Я вовремя прихожу на работу.
Sie lernt Englisch. Sie kann (< – können) im Ausland arbeiten. – Она учит английский. Она может работать за границей.
Agnes bringt ihrer Freundin Englisch bei. Sie kann im Ausland arbeiten. – Агнес преподает своей подруге английский. …
Ich kaufe mir dieses Buch. Ich fühle mich sicherer in deutscher Sprache. – Я покупаю/куплю себе эту книгу. Я чувствую себя уверенней в немецком языке.
Mein Onkel hat mir dieses Buch geschenkt. Ich fühle mich sicherer in deutscher Sprache. – Мой дядя подарил мне эту книгу. …
Ich fahre meine Gäste zum Bahnhof. Sie kommen schneller in die Stadt. – Я отвезу гостей на вокзал. Они быстрей доберутся до города.
Ich fahre mit dem Taxi. Ich komme schneller in die Stadt. – Я поеду на такси. Я быстрей приеду в город.
Mein Chef lässt mich sein Auto kontrollieren. Er hat im Urlaub keinen Ärger. – Шеф поручает мне проверить свою (его) машину. У него не будет неприятностей в отпуске.
Ich lasse mein Auto kontrollieren. Ich habe im Urlaub keinen Ärger. – Я отдаю проверить свою машину. У меня в отпуске не будет неприятностей.
Ich gehe einkaufen. Ich habe am Wochenende etwas zu essen. – Я пойду в магазин (закупать). У меня будет что поесть в выходные.
Meine Frau geht einkaufen. Ich habe am Wochenende etwas zu essen. – Моя жена идет в магазин. У меня будет что поесть в выходные.
Cкажите по-немецки:
Она хочет работать за границей, не уча английского. Я работаю самостоятельно, не основывая собственной фирмы. Я работаю самостоятельно, хотя (без того, чтобы) мой дядя сделал меня представителем нашей фирмы в Китае.
Он катается на лыжах, вместо того чтобы учить английский.
Я уеду в горы, вместо того чтобы пойти на работу. Агнес обучает свою подругу английскому, вместо того чтобы та учила язык за границей.
У нее только одно в голове: кататься на лыжах /учить английский.
Он делает все что угодно, вместо того чтобы учить английский.
О немецкий язык уже немало студентов успели поломать ручки, карандаши, клавиатуры, айфоны и ноутбуки. Кому-то он кажется неимоверно сложным, кому-то наоборот довольно простым. Одно остается совершено ясным - в немецком языке есть вещи, совершено нам не привычные и русской грамматике чуждые.
И, о горе, именно такие «палки в колеса» любят вставлять всевозможные экзаменаторы и составители тестов. Что ж, своего врага стоит знать в лицо, поэтому давайте начнем разбор немецких сложностей, с такой казалось бы легкой темы, как "место глагола в немецком предложении ".
Возьмем простое предложение:
Ich gehe einkaufen | Я иду за покупками |
То же самое, если этим «другим» глаголом будет какой-либо из модальных или глагол-связка будущего времени werden:
Ich will / kann / möchte / muss / werde heute einkaufen .
Я хочу / могу / хотел бы / должен / буду делать покупки.
Однако обратите внимание, что глаголы, отличные от модальных, обычно требуют перед вторым, в нашем случае «покупательным», глаголом частицы „zu":
Ich versuche heute einzu kaufen | Я пытаюсь сегодня закупиться. |
Кроме versuchen такими глаголами являются, например, brauchen, bevorzugen, beabsichtigen . Если же мы будем использовать конструкцию «einkaufen gehen », то zu «прилипнет» ко второму из этих глаголов:
Ich versuche heute einkaufen zu gehen .
Естественно на первом месте не обязательно должно быть подлежащее, вы можете начать предложение с чего угодно - но глагол все равно будет стоять на второй позиции и на последней!
Heute versuche ich einkaufen zu gehen .
С прошедшим и будущим временами все просто - на 2-ой позиции будет находиться глагол-связка haben/werden, а основной глагол - в конце.
Ich habe heute Morgen schon eingekauft .
Я уже сделал покупки сегодня утром.
Ich werde später für uns beide einkaufen .
Я сделаю покупки для нас обоих позже.
При этом между глаголом на 2-ой позиции и глаголом в конце предложения может быть сколько угодно других описаний, уточнений и вообще всего-всего. Основной глагол все равно в конце!
Ich habe heute Morgen wegen des geplanten Abendessens bei den Eltern meiner Frau auf dem Weg nach Hause bei Lidl für 50 Euro eingekauft .
Сегодня утром по пути домой я сделал покупки на 50 евро в Lidl для запланированного ужина с родителями моей жены.
Но обратите внимание, что в случае с глаголом versuchen и ему подобными + zu на конце предложения будет стоять не он, а «einzukaufen»!
Ich habe heute Morgen schon versucht einzukaufen .
Я сегодня утром уже попытался сделать покупки.
Наконец, особые тонкости возникают при употреблении модальных глаголов в прошедшем времени. Можно, конечно, просто сказать:
Ich sollte einkaufen .
Мне нужно было сделать покупки.
Но если мы хотим добавить в это предложение легкий оттенок грусти по чему-то несделанному, то вместо простого инфинитива «einkaufen» нужно употребить перфектный!
Ich sollte mein Essen eingekauft haben .
Мне следовало бы купить еды.
Таким образом, у нас получилось сослагательное наклонение («если бы, да кабы…»). Его можно выразить и немного иначе - при помощи глагола hätten и модального глагола в конце. Не забудьте, что модальный глагол изменяться не будет, т.е. у вас на конце получаются как бы 2 инфинитива:
Ich hätte heute einkaufen sollen .
Мне следовало бы сделать покупки.
Еще один пример, тот же самый принцип построения предложения, но на этот раз без всякого сослагательного наклонения - просто прошедшее время с модальным глаголом:
Ich habe meine Frau einkaufen lassen .
Я позволил жене сделать покупки.
И, конечно же, не забывайте о такой мелочи как сравнение. Тот, с кем сравниваете, оказывается даже позади глагола на самом конце предложения:
Ich kann besser einkaufen als sie .
Я делаю покупки лучше, чем она.
Пока все сказанное касалось только простого предложения. Но что же делать с глаголами, если мысль не уместить в тесных рамках, и требуется предложение сложное? Сразу смотрите на союз!
- Если союз сочинительный - aber, denn, und, sondern, oder
- то перед вами всего лишь два простых предложения, и порядок слов в них такой же, как и описан выше. Сам союз как бы занимает «нулевую» позицию и ни на что не влияет.
Ich kann besser einkaufen , aber sie kann viel besser kochen .
Я делаю покупки лучше, но она умеет намного лучше готовить.
Особое внимание на союз denn («потому что»), ведь в русском языке он - подчинительный! Но не в немецком:Ich kaufe ein , denn ich habe Hunger .
Я делаю покупки, потому что проголодался.
То же самое, кстати, происходит, когда у вас в предложении вообще нет союза, а просто между двумя частями стоит запятая. В этом случае перед вами как бы 2 простых предложения со стандартным порядком слов.
- Второй случай - уже сложноподчинительные союзы deshalb, deswegen, darum, daher, dafür, dazu («поэтому»). Они стоят в начале придаточного предложения следствия и сами занимают 1-ую позицию.
Ich gehe einkaufen , deshalb brauche ich Geld .
Я иду за покупками, поэтому мне нужны деньги.
- Наконец, все почти все остальные сложносочиненные союзы. Их существует великое множество. Вот самые распространенные: weil, obwohl, da, dass, warum, ob, wenn, während, seitdem, als, solange, sobald, bevor, danach, nachdem и многие другие. Все они меняют в придаточном предложении прямой порядок слов на так называемый «обратный», когда все глаголы оказываются в конце, причем последним - тот, который выполняет грамматические функции.
Ich gehe einkaufen , obwohl der Kühlschrank noch voll ist .
Я иду за покупками, хотя холодильник еще полон.
Изучив материал этого занятия, вы сможете:
- узнать, где проходит регистрация
- спросить, когда открывается заседание
- узнать, когда заседают секции
- спросить, где найти руководителя секции
Выучите слова и выражения к диалогу
die Tagung
та:
гун(г)
заседание, сессия |
Die Tagung findet morgen statt.
Сессия состоится завтра. |
vertreten
фэатре:
тэн
представлять |
Welche Firma vertreten Sie?
Какую фирму вы представляете? |
die Wirtschaft
ви
ртшафт
экономика, хозяйство |
Wir vertreten die Wirtschaft.
Мы представляем экономику. |
das Institut
институ:
т
институт |
Er studiert in einem Institut.
Он учится в институте. |
sich anmelden
зихь а
нмэльдэн
записываться, регистрироваться |
Sie müssen sich anmelden.
Вы должны зарегистрироваться. |
die Information
информацйо:
н
информация |
Wo bekomme ich diese Information?
Где мне получить эту информацию? |
das Büro
бюро:
бюро, контора |
Wo ist das Büro der Firma?
Где бюро фирмы? |
eröffnen
э(а/р)ъё
фнэн
открывать |
Wann wird die Ausstellung eröffnet?
Когда открывается выставка? |
die Sektion
зэкцйо:
н
секция |
Ich interessiere mich für Sektion 2.
Я интересуюсь секцией 2. |
die Sitzung
зи
цун(г)
заседание |
Die Sitzung ist eröffnet.
Заседание объявляется открытым. |
tagen
та:
гэн
заседать |
Wann tagt die Sektion 4?
Когда заседает секция 4? |
der Leiter
ла
йта
руководитель |
Kann ich den Leiter sprechen?
Можно ли поговорить с руководителем? |
die Pause
па
узэ
перерыв |
Wollen wir eine Pause machen!
Давайте сделаем перерыв! |
die Wissenschaft
ви
сэншафт
наука |
Er ist ein Mann der Wissenschaft.
Он человек науки. |
warum
вару
м
почему |
Ich weiß nicht, warum das so ist.
Я не знаю, почему это так. |
beenden
бээ
ндэн
заканчивать |
Die Tagung ist beendet.
Сессия закончена. |
Обратите внимание на форму и употребление слов
От глагола (sich) anmelden «записываться)», «регистрировать(ся)» может быть образовано существительное die Anmeldung «регистрация», а иногда «бюро пропусков» (при входе в какое-либо учреждение, на завод и т.п.). Выражение Ich bin angemeldet переводится «Я записан (на прием).», «Я договорился (о посещении).», «Меня ждут.»:
Hat Dr. Hirsch Sprechstunde? - Fragen Sie bei der Anmeldung
.
Д-р Хирш принимает? - Спросите в регистратуре
.
Sind Sie angemeldet
? Вы договорились
(о приеме)? (Вас ждут?)
Существительные die Tagung и die Sitzung переводятся «заседание» и часто употребляются в одинаковом контексте. Слово die Tagung означает «заседание», «сессия», продолжающееся несколько дней, в то время как слово die Sitzung «заседание» означает однократную работу какого-либо органа:
die Tagung der UNO
Сессия ООН
die Sitzung des Vorstandes
заседание правления
В отличие от глагола öffnen «открывать» (дверь, книгу, окно и т.а), глагол eröffnen означает «открывать» (заседание, выставку и т.п., а также что-либо в первый раз: музей, стадион и т.д.).
Запомните следующий способ словообразования (2)
die Wirtschaft + -lieh = wirtschaftlich экономический, хозяйственный
die Wissenschaft + -lieh = wissenschaftlich научный
Потренируйтесь в чтении отдельных слов
Vor der Tagung
S. | Guten Tag! Ich vertrete ein Wirtschaftsinstitut. Wo ist die Anmeldung? |
A. | Im Erdgeschoß links. |
S. | Wo bekomme ich das Arbeitsprogramm? |
A. | Im Informationsbüro. |
S. | Wann wird die Tagung eröffnet? |
A. | Morgen um 10 Uhr. |
S. | Wann finden die Sektionssitzungen statt? |
A. | Die Sektionen tagen mittwochs bis freitags. |
S. | Wo finde ich den Leiter der Sektion 3? |
A. | Er fehlt im Augenblick. |
S. | Wann findet die Tagung der Sektion 3 statt? |
A. | Am ersten Arbeitstag nach der Pause. |
Грамматические пояснения
Вы уже знаете, что неопределенная форма глагола (инфинитив), относящаяся к другому глаголу (кроме модального), существительному или прилагательному, употребляется с частицей zu и может образовывать инфинитивную группу, выделяемую, как правило, запятой (см. урок 3, занятие 2 ):
Ich habe versucht, den Flug für den Montag zu
buchen.
Я пытался заказать
авиабилет на понедельник.
Если инфинитивная группа выражает цель действия, то она употребляется со словом um «чтобы», которое стоит в начале группы:
Ich rufe die Auskunft an, um nach der Abfahrt des Zuges zu fragen .
Я звоню в справочное бюро, чтобы спросить об отправлении поезда.
Um zu tanken , fahre ich zur Tankstelle.
Чтобы заправиться , я еду на заправочную станцию.
Конструкция с um употребляется в тех случаях, когда в инфинитивной группе подразумевается то же действующее лицо, что и в главном предложении:
Wir
müssen uns beeilen, um
den Zug nach München zu schaffen
.
Мы
должны поторопиться, чтобы успеть
на мюнхенский поезд.
(мы
торопимся и мы
хотим успеть)
В тех случаях, когда подразумеваются разные подлежащие, вместо инфинитивной группы употребляется придаточное предложение цели с союзом damit «чтобы»:
Ich
hole ihn ab, damit er
den letzten Zug schafft
.
Я
заеду за ним, чтобы он успел
на последний поезд.
(я
заеду, чтобы он
успел)
В придаточных предложениях с союзом damit употребляется настоящее время глагола.
Перевод союза «чтобы» на немецкий язык
Он сказал, чтобы
мы заказали авиабилет еще на этой неделе.
Er sagte, dass
wir den Flug noch an dieser Woche buchen sollen.
Мы едем на вокзал, чтобы
встретить наших товарищей.
Wir fahren zum Bahnhof, um
unsere Kollegen abzuholen.
Я позвонил в мастерскую, чтобы
они отбуксировали мою машину.
Ich rief die Werkstatt an, damit
sie meinen Wagen abschleppen.
1. Вы не знаете, когда открывается заседание (сессия и т.п.). Спросите. Какой ответ вы бы дали на месте собеседника?
2. Вас спрашивают, зачем вы идете в бюро информации. Ответьте. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?
3. Вас спрашивают, зачем вам нужно на заправочную станцию. Ответьте. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?
4. Вас спрашивают, готов ли определенный документ. Ответьте отрицательно. Как бы вы спросили на месте собеседника?
Придаточные предложения цели отвечают на вопрос „Wozu?” (К чему?) и „Zu welchem Zweck?“(C какой целью?).
Если в обеих частях предложения говорится об одном и том же подлежащем, то придаточное предложение цели связывается с главным предложением союзом "um", после которого стоят все другие члены предложения, и в конце предложения появляется инфинитив с "zu".
Ich (= я) = ich (= я)
- Ich
lerne fleißig Deutsch. Ich
will in Deutschland studieren.
Я усердно изучаю немецкий. Я хочу учиться в Германии. - Ich
lerne fleißig Deutsch, um
in Deutschland zu
studieren.
Я усердно изучаю немецкий, чтобы учиться в Германии.
- Zwei Škoda-Automechaniker fahren in ein einsames, österreichisches Alpendorf, um Ski zu fahren.
Два автомеханика из фирмы Škoda отправляются в уединенную австрийскую альпийскую деревню, чтобы покататься на лыжах.
В предложении с „um…zu“ модальный глагол „wollen“ не используется.
- Laura sieht sich oft Filme an. Sie will mit den Freunden darüber reden.
Лаура часто смотрит фильмы. Она хочет поговорить об этом с друзьями. - Laura sieht sich oft Filme an, um will mit den Freunden darüber zu reden.
Лаура часто смотрит фильмы, чтобы говорить об этом с друзьями.
Если в обеих частях предложения разные подлежащие, то придаточное предложение цели (Finalsatz) связывается с главным предложением конъюнкцией „damit“ После конъюнкции следует придаточное предложение (подлежащее + другие члены предложения + сказуемое в конце).
Ich (= я) ≠ mein Chef (= Мой начальник)
- Ich lerne fleißig Deutsch. Mein Chef soll zufrieden sein.
Я изучаю немецкий язык. Мой начальник должен быть доволен. - Ich lerne fleißig Deutsch, damit mein Chef zufrieden ist.
Я изучаю немецкий язык, чтобы мой начальник был доволен.