Презентация на тему акмеизм. Презентация акмеизм презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Копилка полезных уроков

Презентация на тему акмеизм. Презентация акмеизм презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Слайд 1


Описание слайда:

Слайд 2



Описание слайда:

Слайд 3



Описание слайда:

Слайд 4



Описание слайда:

Слайд 5



Описание слайда:

Слайд 6



Описание слайда:

Слайд 7



Описание слайда:

Слайд 8



Описание слайда:

Слайд 9



Описание слайда:

Николай Гумилев ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886, Кронштадт - 1921, ок. Петрограда) - поэт. Сын морского врача. Переезжая вместе с отцом, учился в гимназиях Петербурга и Тифлиса. Увлекся марксизмом и даже его пропагандировал. В 1903 поселился в Царском Селе. Гумилев, находясь под влиянием символизма, отошел от социалистических идеи и проникся отвращением к политике. Писавший стихи с 12-летнего возраста, Гумилев осознав себя поэтом, смысл жизни видел только в поэзии. В 1905 вышел первый сбоник стихов Гумилева "Путь конкистадора". Учился Гумилев плохо, но в 1906 окончил гимназию и уехал в Париж: занимался в Сорбонне, изучал живопись и лит-ру, издавал рус. журн. "Сириус". В 1908 поступил на юридический ф-т Петербург, ун-та, а потом перешел на историко-филологический ф-т. В 1910 женился на А.Ахматовой.

Слайд 10



Описание слайда:

Слайд 11



Описание слайда:

Слайд 12



Описание слайда:

Слайд 13



Описание слайда:

Николай Гумилёв с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования. Николай Гумилёв с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования. Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек: Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку. В человеческом воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки. Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки. Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны. Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному. В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство, которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире, где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко, далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф".

Слайд 14



Описание слайда:

Слайд 15



Описание слайда:

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. «В этом двустишии – вся женщина», – отзывалась об ахматовской Песне последней встречи М.Цветаева

Слайд 16



Описание слайда:

Слайд 17



Описание слайда:

Слайд 18



Описание слайда:

Слайд 1

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Акмеизм как литературное течение 11 класс

Слайд 2

Цели:
познакомить обучающихся с понятием «акмеизм»; выделить основные черты его поэтики; показать значение акмеизма для развития русской литературы XX века.

Слайд 3

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё)
Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы. С. Городецкий
Ещё не раз Вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный… Н.Гумилёв

Слайд 4

Акмеизм (1912 – 1913). Понятие
Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Как литературное направление акмеизм просуществовал около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол.
В других европейских литературах аналогов акмеизму нет

Слайд 5

Предпосылки
«Преодоление» символизма
Преемственная связь с символизмом
«Бунт» на «Башне» В. Иванова

Слайд 6

История возникновения
«Башня» В. Иванова
«Цех Поэтов» 1911
Акмеизм 1912

Слайд 7

Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова

Слайд 8

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма.
На «Башне»

Слайд 9

Истоки акмеизма
В 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале «Аполлон» со статьей «О прекрасной ясности», предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, «непонятному и темному в искусстве» Кузмин противопоставил «прекрасную ясность», «кларизм» (от греч. clarus - ясность).
М. Кузмин (1872 – 1936)

Слайд 10

Теоретическое самоопределение
1913 год статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»
Они были опубликованы в журнале «Аполлон» (1913), издававшемся под редакцией С. Маковского.

Слайд 11

Из статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»:
«На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme - высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

Слайд 12

Из статьи С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»
С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир «соответствиями», обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

Слайд 13

С. Маковский (1877 – 1962)
Журнал «Аполлон» (обложка)

Слайд 14

Основное свойство
реалистический взгляд на вещи
В основе эстетики
слово должно приобрести свой изначальный смысл

Слайд 15

Основные принципы акмеизма:
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 16

«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге
Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей».

Слайд 17

Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут (другие участники "Цеха", среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский, составляли периферию течения).
На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.

Слайд 18

Акмеисты
А. Ахматова (1889 – 1966)
Н.Гумилёв (1886 – 1921)
О.Мандельштам (1891 – 1937)

Слайд 19

Акмеисты (адамисты)
С. Городецкий (1884 – 1967)
М. Зенкевич (1886 – 1973)
В. Нарбут (1888 – 1938)

Слайд 20

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов - Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев - Ахматова - Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Слайд 21

Судьба поэтов
Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

Слайд 22

Значение
Акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Слайд 23

Источники
Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.licey.net/lit/poet20/acmeizm http://slova.org.ru/n/akmeizm/ http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/AKMEIZM.html Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/

Cлайд 1

Cлайд 2

Определение АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Название "акмеизм" произошло от греч. “акме”- остриё, вершина

Cлайд 3

История Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Но кровные узы соединяли его с «Цехом поэтов», возникшим почти за два года до акмеистических манифестов и возобновленным после революции Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М.Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О.Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. Собрания «Цеха» посещали Н. Клюев и В.Хлебников. “Цех” начал издавать сборники стихов и небольшой ежемесячный журнал “Гиперборей”.

Cлайд 4

В 1912 г. на одном из собраний “Цеха” был решён вопрос об акмеизме как о новой поэтической школе. Названием этого течения подчёркивалась устремлённость его приверженцев к новым вершинам искусства. Основным органом акмеистов стал журнал “Аполлон” (ред. С. Маковский), в котором публиковались стихи участников “Цеха”, статьи-манифесты Н. Гумилёва и С. Городецкого. Новое течение в поэзии противопоставило себя символизму, который, по словам Гумилёва, “закончил свой круг развития и теперь падает” или, как более категорично утверждал Городецкий, переживает “катастрофу”. Однако по существу “новое течение” вовсе не являлось антагонистическим по отношению к символизму. Претензии акмеистов оказались явно несостоятельными.

Cлайд 5

“Мы будем бороться за сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа”, –провозгласила редакция в первом номере журнала “Аполлон” (1913), котором в статье “Наследие символизма и акмеизм” Н. Гумилёв писал: “На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, – акмеизм ли (от слова???? (“акме”) – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора),или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), – во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом”

Cлайд 6

Стремясь рассеять атмосферу иррационального, освободить поэзию от “мистического тумана” символизма, акмеисты принимали весь мир – видимый, звучащий, слышимый. Но этот “безоговорочно” принимаемый мир оказывался лишённым позитивного содержания.

Cлайд 7

Всякое направление испытывает влюблённость к тем или иным творцам и эпохам. Дорогие могилы связывают людей больше всего. В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье. Каждое из этих имён – краеугольный камень для здания акмеизма, высокое напряжение той или иной стихии. Шекспир показал нам внутренний мир человека; Рабле – тело и его радости, мудрую физиологичность; Виллон поведал нам о жизни нимало не сомневающейся в самом себе, хотя знающий всё, – и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие; Теофиль Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента – вот та мечта, которая объединяла между собой людей, так смело назвавших себя акмеистами.

Cлайд 8

Эстетика акмеизма: - мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли; - источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире; - надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу; - в поэзии должно быть слито воедино 4 начала 1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека; 2) традиции Рабле в воспевании тела; 3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни; 4) традиции Готье в воспевании силы искусства.

Cлайд 9

Основные принципы акмеизма: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Cлайд 10

Отличительные черты акмеизма: - гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка); - лирический сюжет и изображение психологии переживания; - разговорные элементы языка, диалоги, повествования. Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.

Cлайд 11

Поэты-акмеисты Ахматова Анна Гумилев Николай Городецкий Сергей Зенкевич Михаил Иванов Георгий Кривич Валентин Лозинский Михаил Мандельштам Осип Нарбут Владимир Шилейко Владимир Г.Иванов

Cлайд 12

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Акмеизм Выполнили: Бикетов Е. Кропачёв О.

Понятие акмеизма Акмеи́зм - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914). Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов». Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут. В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г.Адамович, Н.Бруни, Г.Иванов, Н.Клюев, М.Кузмин, Е.Кузьмина-Караваева, М.Лозинский, С.Радлов, В.Хлебников. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех » являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением. Творческие судьбы поэтов, сочувствующих акмеизму, сложились по-разному: Н.Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества, Г.Адамович и Г.Иванов продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции, на В.Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов» , центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н.Гумилев. Термин акмеизм был предложен в 1912 Н.Гумилевым и С.Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А.Белого, было выбрано в пылу полемики, Н.Гумилев подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. Одаренный и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» – литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.

Иной характер носил акмеизм А.Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях Ахматова, по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». На поэзию А. Ахматовой громадное воздействие оказало творчество Ин.Анненского, которого Ахматова считала «предвестьем, предзнаменованьем, того, что с нами позже совершилось». Вещественная плотность мира, психологический символизм, ассоциативность поэзии Анненского во многом были наследованы Ахматовой.

Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданиях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст. Вместе с тем Мандельштаму претило злоупотребление сакральной лексикой, «инфляция священных слов» у символистов.

Вопросы религии, философии, которых акмеизм чуждался в теории (на их отсутствии пенял акмеистам А.Блок), получали напряженное звучание в творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама. Акмеистический период у этих поэтов продолжался сравнительно недолго, после чего их поэзия уходила далеко в область духа, интуитивных откровений, таинственности. Однако титанические вопросы духа, оказавшиеся в центре внимания символизма, специально не заострялись акмеистами. Главное свершение акмеизма как литературного течения – изменения масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Соразмерность человека миру, тонкая психологичность, разговорная интонация, поиск полновесного слова были предложены акмеистами в ответ на надмирность символистов. На смену стилистическим блужданиям символистов и футуристов пришла взыскательность к отдельному слову, «вериги трудных форм», на смену религиозно-философским исканиям – равновесие метафизики и «здешнего». Идее «искусства ради искусства» акмеисты предпочли трудное служение поэта в миру (наивысшим выражением такого служения стал человеческий и творческий путь А.Ахматовой).

1 слайд

2 слайд

АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.

3 слайд

Адамизм Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы.

4 слайд

Сергей Городецкий Береза Я полюбил тебя в янтарный день, Когда лазурью светозарной Рожденная, сочилась лень Из каждой ветки благодарной Белело тело, белое, как хмель Кипучих волн озерных. Тянул, смеясь, веселый Лель Лучи волосьев черных. И сам Ярила пышно увенчал Их сеть листвою заостренной И, улыбаясь, разметал В лазури неба цвет зеленый. 14 июня 1906

5 слайд

Осип Мандельштам "На бледно-голубой эмали…" На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, - Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. 1909.

6 слайд

7 слайд

Николай Гумилёв 3 (15) апреля 1886, Кронштадт - 25 августа 1921, близ Петрограда) Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду. Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду.

8 слайд

Детство Сын морского врача. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 - в Петербурге, в 1900-03 - в Тифлисе, где в местной газете впервые было опубликовано стихотворение Гумилева (1902).

9 слайд

Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. А думал забавницу, Гадал – своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь – морщится, Обнимешь – топорщится, А выйдет луна – затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то,– и хочет топиться. Твержу ей: крещеному, С тобой по-мудреному Возиться теперь мне не в пору. Снеси-ка истому ты В днепровские омуты, На грешную Лысую гору. Молчит – только ежится, И все ей неможется, Мне жалко ее, виноватую, Как птицу подбитую, Березу подрытую Над счастью, богом заклятою.

10 слайд

«Письма о русской поэзии» «его оценки всегда по существу; они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта» (В. Я. Брюсов).

11 слайд

Объявив новое направление - акмеизм - наследником символизма, закончившего «свой путь развития», Гумилев призывал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913). Первым акмеистическим произведением Гумилева считается поэма «Блудный сын», включенная в его сборник «Чужое небо» (1912). Критика отмечала виртуозное владение формой: по словам Брюсова, значение стихов Гумилева «гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит».

12 слайд

Война Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман... но я молчу и жду И верю, я любовь свою найду... Я конквистадор в панцире железном. И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.

Похожие публикации

ДАЛЬШЕ