В п васильев востоковед. Василий павлович васильев
Копилка полезных уроков

В п васильев востоковед. Василий павлович васильев

Василий Павлович Васильев

Васильев Василий Павлович (20.02(4.03). 1818-20.04(1.05). 1900) - востоковед, историк буддийской философии, профессор Казанского университета, академик (с 1886). Главный труд Васильева («Буддизм, его догматы, история, литература») был задуман как 3-томный, вышли в свет 2 том - первое на русском языке капитальное исследование в области истории философских систем Востока. Основное внимание в этой книге Васильев уделяет связи между философской и религиозной сторонами буддийского учения, реконструкции категориального аппарата, выработанного буддийской мыслью для целей проповеди, образования, толкования истин учения о просветлении. Васильев предпринимает попытку систематического изложения истории развития буддийской мысли от ее древних форм, хинаяны, до махаянических философских систем и «мистических» - прикладных - построений ваджраяны (в переводе Васильева - «яны волхвований») - третьей из важнейших ветвей буддизма, распространенной в Тибете, а также среди буддистов на территории России. Васильев впервые в отечественной науке поставил вопрос о выработке адекватного языка описания буддийского духовного опыта, о критериях выбора аналогов для перевода категорий буддийского учения на европейские языки, в частности о возможности применения таких понятий, как «спасение», «подвижничество», «святость», «божественное», «духовное», «плотское», «грех», к буддийским реалиям. Васильев стоит у истоков отечественной востоковедческой школы, ряд его идей развивали в своих работах Розенберг, Щербатской и др.

Н. Н. Трубникова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 87.

Васильев Василий Павлович (20.II(4.III).1818 - 27.IV(10.V).1900) - русский китаевед и специалист по буддизму, академик (с 1886 года: член-корреспондент с 1866 года). Родился в Нижнем Новгороде (ныне город Горький) в семье мелкого чиновника. Окончил историко-филологический факультет Казанского университета по разряду монгольский и татарский языки (1837). В 1839 году защитил диссертацию «Об основаниях философии буддизма» (рукопись), за которую он в 1840 году получил степень магистра монгольской словесности (первым в России). В 1840-1850 годы находился в Пекине (был прикомандирован к Российские духовной миссии), где изучал китайский, тибетский, санскрит, монгольский и маньчжурский языки. В 1851-1855 годы - профессор Казанского университета, с 1855 года - профессор восточного факультета Петербургского университета (в 1878-1893 годы был деканом факультета). С 1852 года - член Русского географического общества. В 1864 году защитил докторскую диссертацию «Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин» (1863). В 1887 году был избран почетным членом Петербургского университета. Научная деятельность Васильева (начиная со времени его пребывания в Пекине) была чрезвычайно широкой и разнообразной. Васильеву принадлежат труды в самых различных областях китаеведения (язык, литература, история, география Китая) и по буддизму; все труды Васильева основаны на глубоких филологических исследованиях и анализе. Как историк Васильев исследовал ряд вопросов истории Китая и сопредельных стран. Его монография «История и древности восточной части Средней Азии, от X до XIII в.» (1857) тесно примыкает к трудам Н. Я. Бичурина по истории Средней Азии. В «Сведениях о маньчжурах...» Васильев исследовал раннюю историю маньчжур ; в этой работе Васильев отчетливо поставил вопрос о критическом отношении к китайским династийным историям. На исторических работах Васильева сказалось влияние так называемой государственной школы в русской историографии (С. М. Соловьев , Б. Н. Чичерин и др.). Васильев опубликовал 2 части из задуманного им и вчерне полностью подготовленного многотомного труда по буддизму «Буддизм, его догматы, история и литература», ч. 1 - "Общее обозрение" (1857), ч. 3 – «История буддизма в Индии, сочинение Даранаты. Перевод с тибетского» (1869). Эти работы вместе с трудом о буддизме французского ученого Э. Бюрнуфа (1801-1852) положили начало систематическому научному исследованию буддизма в Европе. В изучении буддизма Васильев далеко опередил своих современников. Его труды по буддизму снискали ему всемирную славу и не потеряли своего научного значения и поныне. Педагогическая деятельность Васильева имела большое значение для развития востоковедного образования в России.

П. Е. Скачков. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Горбачева З. И., Петров Н. A., Смыкалов Г. Ф., Панкратов Б. И., Рус. китаевед акад. Василий Павлович Васильев, в кн.: Очерки по истории рус. востоковедения, сб. 2, М., 1956 (в приложении даны библиография опубл. и неопубл. трудов В. и мат-лы к библиографии трудов о В. и работ, его упоминающих); Петров Н. A., Акад. В. П. Васильев и вост. ф-т, "Вестн. ЛГУ", 1956, No 8; Столетие дня рождения акад. Василия Павловича Васильева. Речи, читанные в торжеств. заседании Росс. АН, П., 1918 (речи С. Ф. Ольденбурга, В. В. Бартольда, А. И. Иванова).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Исторические лица Китая (биографический указатель, в том числе китаеведы).

Все о Китае и китайцах (справочник).

Сочинения:

Буддизм, его догматы, история, литература. Ч. 1. Общее обозрение. Спб., 1857; Ч. 3.

История буддизма в Индии: Соч. Даранты. Спб., 1869; Р

Религии Востока: Конфуцианство, буддизм и даосизм. Спб., 1873.

Литература:

Ольденбург С. Ф. Памяти В. П. Васильева и о его трудах по буддизму, 1818-1918// Изв. Рос. АН. 1918;

Завадская Е. В. В. П. Васильев - родоначальник буддологии в России // История и культура Китая. М., 1974.

Горбачева З. И., Петров Н. A., Смыкалов Г. Ф., Панкратов Б. И., Рус. китаевед акад. Василий Павлович Васильев, в кн.: Очерки по истории рус. востоковедения, сб. 2, М., 1956 (в приложении даны библиография опубл. и неопубл. трудов Васильева и мат-лы к библиографии трудов о В. и работ, его упоминающих);

Петров Н. A., Акад. В. П. Васильев и вост. ф-т, "Вестн. ЛГУ", 1956, No 8;

Столетие дня рождения акад. Василия Павловича Васильева. Речи, читанные в торжеств. заседании Росс. АН, П., 1918 (речи С. Ф. Ольденбурга, В. В. Бартольда, А. И. Иванова).

Биография

Сын мелкого чиновника, В. П. Васильев в 6 лет был οтдан в уездное училище и окончил здесь курс в первый раз в 9 лет, после чего был определён в Нижегородский уездный суд на должность копииста; но после указа 1827 г., которым дозволялось зачислять на государственную службу молодых людей не ранее 14-летнего возраста, отец В. П. Васильева снова определил его в третий класс уездного училища, из которого в 1828 г. В. П. Васильев переведён в гимназию.

Сын В. П. Васильева, математик Александр Васильев стал известным земским деятелем и членом Государственного совета .

Оценка деятельности

В своих трудах Васильев впервые в отечественной науке предпринял попытку систематического изложения истории развития буддийской мысли. Кроме того, он был в числе первых востоковедов, поставивших вопрос о выработке адекватного языка описания буддийского духовного опыта, о критериях выбора аналогов для перевода категорий буддийского учения на европейские языки, в частности, о возможности применения таких понятий, как «спасение», «подвижничество», «святость», «божественное», «духовное», «плотское», «грех», к буддийским реалиям .

Научное наследие

Как писали современники, коллеги Васильева,

"…главнейшими из [его] ученых работ <…> должны быть признаны следующие:

а) по части географии восточной Азии: в бытность свою в Пекине издал большую карту китайских владений на китайском языке и, помимо того, составил особые исторические карты Китая при 12 различных царствовавших в нем династиях. Здесь, рядом с нынешним названием местностей, показано название их в каждую данную эпоху; древние и несуществующие ныне города подписаны красною тушью. В 1852 г. поместил в статью: «Центральная Азия и главные хребты гор в китайских владениях», а в следующие за сим года, до 1857, напечатал в Записках Географического Общества «Описание Маньчжурии», «Записку о Нингуте», «О реках, впадающих в Амур», и «О существовании огнедышащей горы в Маньчжурии»;

б) по истории напечатал следующие исследования: «История и древности восточной части Средней Азии с Χ по XIII в., с приложением перевода китайских известий о киданях, чжурчженях и монголо-татарах» (1861 г.); «Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин» (1861 г.); «Русско-китайские трактаты» (1861 г.); «О движении магометанства в Китае» (1867 г.);

в) по литературе В. П. обратил на себя внимание ученого мира своими статьями, напечатанными за 1856 г. в бюллетенях Имп. Акад. Наук: «Die auf den Buddismus bezüglichen Werke der Universitäts-Bibliothek zu Kazan» и «Notice sur les ouvrages en langues de l’Asie orientale, qui se trouvent dans la bibliothéque de l’Université de St. Petersbourg». Статья эта была перепечатана потом в «Institut» и, в переводе на русский язык, в журнале «Русский вестник» . Не менее важны также его статьи в «Журнале Министерства народного просвещения» : «Графическая система китайских иероглифов» и «Об отношении китайского языка к среднеазиатским»;

г) по религии были напечатаны сочинения: «Буддизм, его догматы, история и литература» (ч. I - введение и ч. III - «История буддизма в Индии Даранаты»); «Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм». Занимался изданием «Буддийского терминологического словаря».

Кроме вышеупомянутых трудов, В. П. Васильев помещал в разных журналах и газетах не менее интересные статьи, из числа коих можно отметить: «О далай-ламах в Тибете»; «Воспоминания о Пекине»; «Выписки из дневника, веденного в Пекине»; «Открытие Китая» (1859 года); «Две китайские записки о падении Кульджи и о занятии ее русскими» (1872); «По поводу путешествии Гюка и Габе в Тибет» («Изд. Русск. Геогр. Общ.» 1872); «Россия и Средняя Азия» (« Бирж. Ведомости», 135, 1872); «Китайские посольства в Россию», «Голод в Китае»; «Современное положение Азии: китайский прогресс» (1883 г.); «История японского уголовного судопроизводства»; «О преподавании восточных языков в России» и др.

Кроме того, В. П. участвовал в газетах «Северная пчела» , «Голос», «Биржевые Ведомости» и «Новое Время», где время от времени появлялись его сообщения о современном положении Китая и разных политических происшествиях на дальнем Востоке, которые извлекались им из пекинских газет.

Помимо своей специальной области знаний, В. П. выступал в печати и по отделу социальных наук; таковы его статьи: «Три вопроса», «Ассигнации - деньги» и «О поземельном устройстве» .

Подробнее о библиографии трудов В. П. Васильева см.: Козин С. А. Библиографический обзор изданных и неизданных работ академика В. П. Васильева, по данным Азиатского музея АН СССР // Изв. АН СССР. VII сер. Отд. обществ. наук. - Л., 1931. № 6. С. 759-774.

Примечания

Литература

  • Волкова М. П. История и конфуцианство - два раздела маньчжурской литературы. [В. П. Васильев как один из первых исследователей маньчжурской литературы] // 22-я НКОГК. Ч. 3. - М.: Наука, 1991. С. 69-88.
  • Гончаров С. Я. «Цзинь чжи» (Описание государства Цзинь) в переводе В. П. Васильева (К оценке источника и перевода) // 22-я НКОГК. Ч. 3. - М.: Наука, 1991. С. 188-198.
  • История и культура Китая. Сб. памяти акад. В. П. Васильева / отв. ред. Л. С. Васильев. - М.: Наука, 1974.
  • Кожин П. М. «Шёлковый путь» и кочевники (Некоторые вопросы средневековой этногеографии Центральной Азии) [Значение трудов В. П. Васильева] // 22-я НКОГК. Ч. 3. - М.: Наука, 1991. С. 31-43.
  • Кычанов Е. И. «Маха праджня парамита» сутра на тангутском языке. [Значение трудов В. П. Васильева для изучения буддийского канона] // 22-я НКОГК. Ч. 3. - М.: Наука, 1991. С. 55-63.
  • Мальцева Е. В. В. П. Васильев как исследователь китайской литературы // Материалы по истории и филолоигии Центральной Азии. Вып. 4. - Улан-Удэ, 1970. С. 9-11.
  • Мартынов А. С. Идеологическая полемика в начале эпохи Тан и её место в истории религий Китая. [Работа В. П. Васильева «Религии Востока: конфуцианство, буддизм, даосизм»] // 22-я НКОГК. Ч. 3. - М.: Наука, 1991. С. 3-21.
  • Машкина Н. И. Научная сессия, посвящённая 150-летию со дня рождения В. П. Васильева // НАА. 1968. № 4. С. 239-241.
  • Никольская С. В. «Очерк истории китайской литературы» В. П. Васильева и роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» // 22-я НКОГК. Ч. 3. - М.: Наука, 1991. С. 44-55.
  • Патрушева М. А. О трудах В. П. Васильева по истории Маньчжурии // 17-я НКОГК. Ч. 2. - М.: Наука, 1986. С. 191-192.
  • Позднеев А. М. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Произведения этого автора находятся в общественном достоянии . Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Нижнем Новгороде
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Писатели в общественном достоянии
  • Родившиеся 20 февраля
  • Родившиеся в 1818 году
  • Умершие 27 апреля
  • Умершие в 1900 году
  • Учёные по алфавиту
  • Востоковеды Российской империи
  • Синологи Российской империи
  • Буддологи Российской империи
  • Выпускники СПбГУ
  • Преподаватели СПбГУ
  • Действительные члены Санкт-Петербургской академии наук
  • Русская духовная миссия в Пекине

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бугров, Виталий Иванович
  • Берлинский ансамбль

Смотреть что такое "Васильев, Василий Павлович" в других словарях:

    Васильев Василий Павлович - (1818—1900), китаевед, академик Петербургской АН (1886). С 1855 профессор Петербургского университета. Автор исследований по истории, географии и литературе Китая, по китайской и тибетской лексикологии, по религиям Востока («Буддизм, его… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Васильев Василий Павлович - , русский китаевед, академик Петербургской АН (1886; член корреспондент 1866). В 1837 окончил отделение восточных языков историко филологического факультета Казанского университета. В… … Большая советская энциклопедия

    ВАСИЛЬЕВ Василий Павлович - (1818 1900) российский ученый востоковед, профессор Казанского университета, академик (с 1886). Автор двухтомного капитального труда о буддизме, положившего начало буддологической школе в России (И. П. Минаев, О. Розенберг, Ф. И. Щербатской) … Большой Энциклопедический словарь

    Васильев Василий Павлович - (1818 1900), китаевед, академик Петербургской АН (1886). С 1855 профессор Петербургского университета. Автор исследований по истории, географии и литературе Китая, по китайской и тибетской лексикологии, по религиям Востока («Буддизм, его… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Васильев Василий Павлович - (1818 1900), китаевед, академик Петербургской АН (1886). Труды по религиям Востока, истории, географии, языкам, литературе Китая. Книги «Буддизм, его догматы, история и литература» (1857 1869), «Анализ китайских иероглифов» (1866 1884). * * *… … Энциклопедический словарь

Василий Павлович Васильев
Имя при рождении Василий Павлович Васильев
Дата рождения 20 февраля (4 марта)(1818-03-04 )
Место рождения
  • Нижний Новгород, Нижегородская губерния, Российская империя или
  • Нижний Новгород, Российская империя
Дата смерти 27 апреля (10 мая)(1900-05-10 ) (82 года)
Место смерти
Страна Российская империя Российская империя
Научная сфера востоковедение
Место работы Казанский университет ,
Санкт-Петербургский университет
Альма-матер Казанский университет (1837)
Учёная степень доктор восточной словесности (1864)
Учёное звание академик СПбАН
Награды и премии

Биография

Сын мелкого чиновника, В. П. Васильев в 6 лет был οтдан в уездное училище и окончил здесь курс в первый раз в 9 лет, после чего был определён в Нижегородский уездный суд на должность копииста; но после указа 1827 г., которым дозволялось зачислять на государственную службу молодых людей не ранее 14-летнего возраста, отец В. П. Васильева снова определил его в третий класс уездного училища, из которого в 1828 г. В. П. Васильев переведён в гимназию.

Для студентов, учившихся у него, В. П. Васильевым были изданы: «Маньчжурско-Русский словарь» (); «Анализ китайских иероглифов» (); «Китайская хрестоматия», в трёх томах (); «Графическая система китайских иероглифов. Опыт первого китайско-русского словаря» (); «Примечания на третий выпуск китайской хрестоматии. Перевод и толкования Шицзина» (); «Примечания на второй выпуск китайской хрестоматии. Перевод и толковании Лунь-юй’я» (); «Анализ китайских иероглифов. Ч. II. Элементы китайской письменности» (); «Очерки истории китайской литературы» (); «Материалы по истории китайской литературы. Лекции, читанные студентам С.-Петербургского университета» (). Большинство этих трудов вышло уже вторыми изданиями, которые В. П. Васильев предпринимал в разное время, видоизменяя указанные учебники разными дополнениями, сокращениями и поправками.

Сын В. П. Васильева, математик Александр Васильев стал известным земским деятелем и членом Государственного совета .

Оценка деятельности

В своих трудах Васильев впервые в отечественной науке предпринял попытку систематического изложения истории развития буддийской мысли. Кроме того, он был в числе первых востоковедов, поставивших вопрос о выработке адекватного языка описания буддийского духовного опыта, о критериях выбора аналогов для перевода категорий буддийского учения на европейские языки, в частности, о возможности применения таких понятий, как «спасение», «подвижничество», «святость», «божественное», «духовное», «плотское», «грех», к буддийским реалиям .

Научное наследие

Как писали современники, коллеги Васильева,

"…главнейшими из [его] ученых работ <…> должны быть признаны следующие:

а) по части географии восточной Азии: в бытность свою в Пекине издал большую карту китайских владений на китайском языке и, помимо того, составил особые исторические карты Китая при 12 различных царствовавших в нем династиях. Здесь, рядом с нынешним названием местностей, показано название их в каждую данную эпоху; древние и несуществующие ныне города подписаны красною тушью. В 1852 г. поместил в статью: «Центральная Азия и главные хребты гор в китайских владениях», а в следующие за сим года, до 1857, напечатал в Записках Географического Общества «Описание Маньчжурии», «Записку о Нингуте », «О реках, впадающих в Амур», и «О существовании огнедышащей горы в Маньчжурии»;

б) по истории напечатал следующие исследования: «История и древности восточной части Средней Азии с Χ по XIII в., с приложением перевода китайских известий о киданях, чжурчженях и монголо-татарах» (1861 г.); «Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин» (1861 г.); «Русско-китайские трактаты» (1861 г.); «О движении магометанства в Китае» (1867 г.);

в) по литературе В. П. обратил на себя внимание ученого мира своими статьями, напечатанными за 1856 г. в бюллетенях Имп. Акад. Наук: «Die auf den Buddismus bezüglichen Werke der Universitäts-Bibliothek zu Kazan» и «Notice sur les ouvrages en langues de l’Asie orientale, qui se trouvent dans la bibliothéque de l’Université de St. Petersbourg». Статья эта была перепечатана потом в «Institut» и, в переводе на русский язык, в журнале «Русский вестник» . Не менее важны также его статьи в «Журнале Министерства народного просвещения» : «Графическая система китайских иероглифов» и «Об отношении китайского языка к среднеазиатским»;

г) по религии были напечатаны сочинения: «Буддизм, его догматы, история и литература» (ч. I - введение и ч. III - «История буддизма в Индии Даранаты»); «Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм» . Занимался изданием «Буддийского терминологического словаря».

Кроме вышеупомянутых трудов, В. П. Васильев помещал в разных журналах и газетах не менее интересные статьи, из числа коих можно отметить: «О далай-ламах в Тибете»; «Воспоминания о Пекине»; «Выписки из дневника, веденного в Пекине»; «Открытие Китая» (1859 года); «Две китайские записки о падении Кульджи и о занятии её русскими» (1872); «По поводу путешествии Гюка и Габе в Тибет» («Изд. Русск. Геогр. Общ.» 1872); «Россия и Средняя Азия» (« Бирж. Ведомости», 135, 1872); «Китайские посольства в Россию», «Голод в Китае»; «Современное положение Азии: китайский прогресс» (1883 г.); «История японского уголовного судопроизводства»; «О преподавании восточных языков в России» и др.

Кроме того, В. П. участвовал в газетах «Северная пчела» , «Голос», «Биржевые Ведомости» и «Новое Время», где время от времени появлялись его сообщения о современном положении Китая и разных политических происшествиях на дальнем Востоке, которые извлекались им из пекинских газет.

Помимо своей специальной области знаний, В. П. выступал в печати и по отделу социальных наук; таковы его статьи: «Три вопроса», «Ассигнации - деньги» и «О поземельном устройстве» .

Подробнее о библиографии трудов В. П. Васильева см.: Козин С. А. Библиографический обзор изданных и неизданных работ академика В. П. Васильева, по данным Азиатского музея АН СССР // Изв. АН СССР. VII сер. Отд. обществ. наук. - Л., 1931. № 6. С. 759-774.

Семья

Награды

Примечания

  1. Васильев Василий Павлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.]/ под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.

Материал из ЭНЭ

Васильев, Василий Павлович (синолог)

Ученый-синолог. Сын мелкого чиновника, В. П. родился в Нижнем Новгороде, в году. В уездное училище он был отдан 6 лет, и окончил здесь курс в первый раз 9 лет, после чего был определен в Нижегородский уездный суд на должность копииста; но после указа г., которым дозволялось зачислять на государственную службу молодых людей не ранее 14-летнего возраста, отец В. П. снова определил его в третий класс уездного училища, из которого в г. В. П. переведен в гимназию. В Казанский университет В. П. поступил в г. и слушал здесь лекции по отделу восточных языков историко-филологического факультета, где и кончил курс в г. Вслед за сим В. П. было предложено отправиться в Пекин вместе с русскою духовною миссиею, для изучение тибетского, санскритского и китайского языков. Приняв это предложение, Василий Павлович два года посвятил на специальное подготовление себя к предстоящей поездке и в то же время занялся изучением буддизма по монгольским источникам. Результатом этих его занятий была первая, не изданная в печати, ученая работа, озаглавленная «Дух Алтан-гэрэл’а» и заключавшая в себе подробный разбор основ буддийской философии . Рассуждение это доставило В. П. степень магистра восточной словесности. В г. В. П. отправился в Пекин и прожил там безвыездно больше девяти лет, посвящая все свое время изучению языков китайского, тибетского, санскритского, монгольского и маньчжурского. Научные занятия В. П. при этом должны были раздробляться на изучение литератур самых разнообразных и притом совершенно новых для тогдашней Европы . В своей ученой деятельности Василий Павлович коснулся разных отделов знаний о Востоке. На каждой его работе лежала печать своеобразного и самостоятельного взгляда на предмет, подлежащий его исследованиям, так как источниками для этих исследований служили только сочинения на языках восточных. В г. Василий Павлович возвратился из Китая, а в г. был назначен в Казанский университет профессором по кафедре китайской и маньчжурской словесности. С этой же приблизительно поры началась и учено-литературная деятельность В. П. В видах более удобного изучения преподававшихся В. П. предметов им были изданы: «Маньчжурско-Русский словарь» (литограф. г.); «Анализ китайских иероглифов» ( г.); «Китайская хрестоматия», в трех томах ( г.); «Графическая система китайских иероглифов. Опыт первого китайско-русского словаря» (1867 г.); «Примечания на третий выпуск китайской хрестоматии. Перевод и толкования Шицзина» ( г.); «Примечания на второй выпуск китайской хрестоматии. Перевод и толковании Лунь-юй’я» ( г.); «Анализ китайских иероглифов. Ч. II. Элементы китайской письменности» ( г.); «Очерки истории китайской литературы» ( г.); «Материалы по истории китайской литературы. Лекции, читанные студентам С.-Петербургского университета» ( г.). Большинство этих трудов вышло уже вторыми изданиями, которые Василий Павлович предпринимал в разное время, видоизменяя указанные учебники разными дополнениями, сокращениями и поправками. Главнейшими из ученых работ В. П. должны быть признаны следующие:

в) по литературе В. П. обратил на себя внимание ученого мира своими статьями, напечатанными за г. в бюллетенях Имп. Акад. Наук: «Die auf den Buddismus bezüglichen Werke der Universitäts-Bibliothek zu Kazan» и «Notice sur les ouvrages en langues de l’Asie orientale, qui se trouvent dans la bibliothéque de l’Université de St. Petersbourg». Статья эта была перепечатана потом в «Institut» и, в переводе на русский язык , в журнале «Русский Вестник». Не менее важны также его статьи в «Журнале М-ва Народн. Просв.»: «Графическая система китайских иероглифов» и «Об отношении китайского языка к среднеазиатским»;

В последнее время В. П. занят изданием «Буддийского терминологического словаря». Кроме вышеупомянутых трудов, В. П. помещал в разных журналах и газетах не менее интересные статьи, из числа коих можно отметить: «О далай-ламах в Тибете»; «Воспоминания о Пекине»; «Выписки из дневника, веденного в Пекине»; «Открытие Ки тая» ( года); «Две китайские записки о падении Кульджи и о занятии ее русскими» (); «По поводу путешествии Гюка и Габе в Тибет» («Изд. Русск. Геогр. Общ.» 1872); «

29 марта 2010 года

Имя профессора Василия Павловича Васильева, известного востоковеда, ученица 11-го класса Тат.Бурнашевской средней школы Гульназ Заляева услышала на уроке истории Татарстана.

Профессор востоковедения Казанского университета Василий Павлович Васильев

Васильев Василий Павлович родился 22 февраля (6 марта) 1818 г., умер 27 апреля (10 мая) 1900 г. Китаевед, действующий член Петербургской Академии наук (с 1886). В 1837 г. окончил отделение восточных языков историко-филологического факультета Казанского университета. В 1851-1855 гг. – профессор Казанского, в 1855-1890 гг. – Петербургского университетов.

Гульназ заинтересовала связь профессора с селом Каинки, которое находится в 18 км от села, где она живет, и юная исследовательница решила побольше узнать о его жизни и научном творчестве. Одновременно узнала много интересного о математике Васильеве, сыне известного востоковеда, о родстве бывших помещиков из деревни Каинки с председателем Временного правительства А.Керенским.

Свою исследовательскую работу Гульназ посвятила 200-летию Казанского государственного университета.

Это просто несправедливо, что село, в котором жил такой замечательный человек, вымирает, а вместе с ним и память о нем. Память – это то, что остается после известного человека: его мысли, его научные труды, места, связанные с ним. Без нее мы вырастим слабыми незнайками, не способными достойно встретить будущее...

Мне захотелось более подробно узнать, как село Каинки и профессор В.П.Васильев были связаны между собой. Было интересно собрать сведения об этом селе, так как до меня никто не занимался целенаправленным сбором материалов подобного рода.

Работала я по трем направлениям: опрашивала старожилов окрестных деревень; изучала документы в архивах; читала печатные издания. Из статьи Ольги Юхновской («Вечерняя Казань», 1997) узнала, что Василий Павлович родился в семье мелкого чиновника в Нижнем Новгороде. Отец его, получивший в 1812 году чин титулярного советника, был сыном священника села Чернуха. Мать также из духовного сословия.

К 1818 году у Васильевых было пятеро детей, Василий – самый младший. С детства он отличался блестящими способностями: в 5 лет выучился грамоте, в 9 был принят в уездное училище. В 1827 году окончил его с похвальным листом, после гимназии в 1834-м поступил на медицинский факультет Казанского университета. Но там надо было платить за учебу и жилье, а в ту пору семья его потеряла кормильца, и будущий студент зарабатывал на жизнь частными уроками. Поэтому он подал прошение о переводе на отделение словесности.

По этому поводу биограф Васильева сохранил его высказывание: «Как я обивал пороги у ректора Лобачевского, прося, чтобы приняли меня на казенный счет!». Так Васильев начал заниматься монгольским и китайским языками. Кстати, попечителем Казанского учебного округа был тогда М.Мусин-Пушкин, которому ученый весьма обязан своей карьерой. В 19 лет молодой человек защитил кандидатскую диссертацию, в 21 год – магистерскую.

В 1839 году Васильев выехал для стажировки в Пекин в составе Русской духовной миссии. Молодому ученому выделили 2200 рублей на приобретение книг и рукописей. Васильев прислал в Казань 827 книг и рукописей – китайских, тибетских, монгольских, маньчжурских, а также пузыри с китайскими лаками, свертки шелковых материй, коллекцию семян из 182 названий, набор исторических карт Китая, коллекцию часов, образцы почтовой и писчей бумаги. Много предметов из этой коллекции сейчас можно видеть в музее истории Казанского университета. Предполагалось, что после окончания командировки Васильев займет кафедру тибетского языка, поэтому основное внимание должен был уделить изучению истории, литературы, религии, языка Тибета.

Трудно переоценить значение его самоотверженного труда.

С 1851 по 1855 год Васильев в должности профессора китайской и маньчжурской словесности преподает в Казанском университете китайский язык, читает лекции по литературе и истории Китая, разбирает тексты «Сы-Шу» – литературно-историческое учение Конфуция и его учеников. Одновременно пишет учебные пособия по изучению тибетского языка и составляет тибетскую грамматику. В 1855 году, после организации восточного факультета в Петербургском университете, Васильева назначают профессором китайского языка и литературы, а затем и деканом этого факультета. Так он стал первым профессором китаеведения в России.

Всего Васильевым написано около двухсот научных трудов. Неоценимым вкладом в российскую синологию считается разработанная Васильевым система китайских иероглифов, которая активно используется и в современных китайско-русских словарях. Много сил отдавал он воспитанию нового поколения русских специалистов, добивался для них стипендий, заграничных командировок.

Студенты очень любили профессора: в дни 50-летия его научной деятельности (1888) они собрали значительную сумму денег и учредили стипендию его имени.

Как же Василий Павлович был связан с селом Каинки? Ответ я нашла в той же газете. Оказывается, 20 июня 1852 года в его личной жизни произошло важное событие: он сочетался браком с 20-летней дочерью ректора Казанского университета И.Симонова – Софьей Ивановной. Женитьба несколько укрепила материальное положение 34-летнего профессора, так как в качестве приданого Софья получила от отца небольшое имение в селе Каинки Свияжского уезда Казанской губернии. С 1852 - 1855 год Васильевы жили в этом селе.

Можно предположить, что Софья Ивановна – безвыездно, а Василий Павлович – только во время отпуска. 24 июля 1853 года у Васильевых родился сын Александр, а 5 июля 1854-го – дочь Аглаида. Вместе они прожили совсем недолго, всего лишь 16 лет. В 1868-м Софья Ивановна умерла. Она похоронена в селе Каинки. Предположительно могила находилась возле деревянной церкви в честь Воздвижения Креста Господня.

В газете «Волжская новь» за 1989 год я нашла заметку А.Титова, старожила села Каинки. Он пишет, что у Васильевых было семеро детей, ссылаясь на личную беседу с внуком – Николаем Александровичем Васильевым. К сожалению, когда произошла эта встреча, в статье не упоминается.

Что же представляло собой село Каинки? В «Писцовой книге по Свияжскому уезду» написано следующее: «К 1565 году 11 дворов было в деревне Каинки, возникшей на земле, выделенной в поместье стрелецкому голове Ивану Парфентьевичу Хохлову». А старожилы мне говорили, что село возникло в период Казанского ханства и имеет татарское название.

Из печатных источников узнала, что Васильевы много сделали для села, их стараниями в 1868-1870 годах была открыта церковно-приходская школа. В 1887-м она помещалась в доме, специально построенном профессором математики Александром Васильевым, сыном В.П.Васильева. По его инициативе и при его пожертвовании открылось и Каинковское двухклассное училище. Ныне в Каинках всего 58 дворов и 94 жителя. В местной школе всего два ученика и единственный учитель. Несмотря на это, школу закрывать пока никто не собирается.

До 1957 года работала неполная средняя школа, которая размещалась в зданиях церковно-приходской школы и реального училища. Учились в ней дети из близлежащих деревень, которые жили в интернате. По опросам старожилов удалось выяснить, что барский дом находился около церкви, к сожалению, он не сохранился. Дом либо продали, либо разобрали на личные нужды крестьяне.

Почти ежегодно, даже из Петербурга, приезжал Василий Павлович в свое имение. По моему предположению, его привлекала красивая природа: много родников, обширные леса; село располагалось на берегу реки Свияги, где водилось много рыбы. Скончался знаменитый ученый в 1900 году в городе на Неве.

Когда гроб с телом покойного 6 мая в 2 часа ночи прибыл по железной дороге из Петербурга на станцию Свияжск, его встречали ректор университета Д.Дубяго, профессора Н.Загоскин и Д.Корчаков, чтобы отдать ему последние почести. Похоронили Васильева на возвышенном месте близ ручья, рядом с могилой супруги, возле Крестовоздвиженской церкви. Позже сын – Александр Васильевич соорудил на этом месте памятник, на котором была надпись: «Василий Павловичъ Васильевъ. Академикъ, / заслуженный профессоръ, тайный советникь. / Родился 22 февраля 1818 года – / Скончался 27 апреля 1900 года. / Софья Ивановна Васильева, / урождённая Симонова. / Родилась 25 июля 1832 года – / скончалась 12 июля 1868 года».

А.Титов в статье «России славные сыны» («Волжская новь», 1989) пишет: «Недавно при постройке дороги в нашем селе Каинки на пути стояла старая полуразрушенная конюшня (скотный сарай) из бутового камня. Во время его сноса, при раскопке, подняли памятник барину нашего села Каинки». До недавнего времени он лежал на земле вблизи рабочей столовой. Но, к сожалению, сегодня, в 2004 году, судьба его неизвестна.

В 2002 году корреспондент газеты «Волжская новь» Римма Троицкая обнаружила в бурьяне недалеко от сельского погоста надгробие из серого мрамора. Из беседы со старожилами удалось выяснить, что год назад, летом, памятник из села увезли, и никто не знает, куда.

Мне также была интересна судьба детей Васильевых. Его сын, Александр Васильевич, в 1874 году окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, в том же году защитил диссертацию в Казанском университете. После заграничных командировок в Берлин и Париж стал доцентом кафедры чистой математики.

Васильев Александр Васильевич

Васильев Александр Васильевич (1835-1929) – математик и историк математики, член-корреспондент Международной академии истории науки (1929). С 1874 г. преподавал в Казанском, с 1907 г. – в Петербургском, с 1923 г. – в Московском университетах.

Александр Васильевич, как и его отец, много времени отдавал просвещению «трудящихся массъ и идее самоуправляющагося безсословного земства», был земским гласным (1880-1890), мировым судьей свияжских уездных училищных советов, депутатом первой Государственной думы России от Казанской губернии.

В Казани он проживал в собственном доме на улице Ново-Комиссариатской (ныне ул.Муштари). Входил во множество городских общественных комиссий. И, судя по всему, пользовался огромным авторитетом.

К сожалению, ни в одной из статей, с которыми я познакомилась, не упоминается, что стало с дочерью Васильева – Аглаидой. Евгений Липаков, автор статьи «А у нас еще Керенский венчался...» (книга «Верхний Услон: край родной, навек любимый...»), допускает ошибку, уверяя читателей в том, что Керенский, знаменитый председатель Временного правительства, венчался с дочерью местного помещика Васильева.

Если бы Керенский женился на Аглаиде, то ей в то время было 63 года – это полнейший абсурд. Я изучила биографию Керенского. Из журнала «Отечественная история» (1992, № 5) узнала: Александр Федорович Керенский писал в своих воспоминаниях, что осенью 1900 года познакомился с семьей Барановских:

«Госпожа Барановская, разведенная жена Л.С.Барановского, полковника Генерального штаба, была дочерью видного китаеведа В.П.Васильева, члена Российской академии наук и многих зарубежных академий. У нее было две дочери, Ольга и Елена, и сын Владимир, который служил в гвардейских артиллерийских частях. Очаровательная семнадцатилетняя Ольга посещала Бестужевско-рюминские высшие женские курсы, пользовавшиеся в те годы огромной популярностью... Мы были заядлыми театралами и в тот весенний сезон неделями ходили, зачарованные блистательными постановками Станиславского и Немировича - Данченко в Московском Художественном театре...».

А вот имя Ольги Барановской впервые упоминается Александром в письме родителям, датированном 27 августа 1903 года. По-видимому, отвечая на вопрос матери, он сообщает: «Кстати, мама, О.Л.Барановской вовсе не 22 года, как когда-то тебе сказали, а всего 19». Родителей беспокоило увлечение сына. Они считали, что ему необходимо сначала окончить университет, определиться в жизни, создать себе положение, а уж потом обзаводиться семьей. Свадьба состоялась только после окончания университета, летом 1904 года.

Из статьи «Квартирант Керенского» (рукопись О.Д.Добровольской) я узнаю, что у них было двое детей – мальчиков: «Жена Керенского проводила много времени среди вернувшихся из ссылки, устраивала в их честь спектакли, концерты, сборы пожертвований и собирала большое количество денег. В марте 1917 года Керенский оформил членство в самой большой и влиятельной в то время политической партии – социалистов-революционеров. Известно, что после Октябрьской революции он эмигрировал за границу.

К сожалению, мне ничего не известно о дальнейшей судьбе Керенского и его детей – правнуков В.П.Васильева. Поиск продолжается…

В истории Казанского университета выделяется большая плеяда выдающихся ученых. Васильевы – среди них. Память о них будет жить в их научных открытиях, которые принадлежат мировой науке. Они не должны быть забыты благодарным человечеством.

А еще у Васильевых нам нужно перенять глубокий патриотизм, идею широкого просвещения народа, благотворительность. Без памяти о прошлом нет будущего. Аксиома эта – бесспорна.

В настоящее время в Казани нет улицы, которая бы носила имя Васильева, нет мемориальной доски и теперь нет даже памятника, который был установлен над могилой великого ученого в селе Каинки.

В 1950-1960 годы Министерство культуры делало запрос о захоронении Васильевых, но ничего не сдвинулось с мертвой точки. С тех пор прошло полвека…

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />

Похожие публикации

ДАЛЬШЕ